Красивые ворота и калитка перед домом, это визитная карточка владельцев. По ним можно судить о материальном благополучии семьи, характере хозяев дома. Многие хозяева отдают предпочтения конструкциям из профнастила, а чтобы ворота и калитка смотрелись более эстетично, украшают элементами ковки. В этой статье мы расскажем, как сделать такую конструкцию своими руками для частных домов и дач, используя примеры с видео и фото.
Что такое профнастил
Не зря такие конструкции становятся все более популярными. Профнастил обладает рядом преимуществ:
- листы профнастила покрыты антикоррозийным слоем, хорошо выдерживают различные погодные условия;
- при правильной установке такие ворота прослужат около 50 лет;
- простота монтажных работ, их очень легко крепить к готовым створкам;
- презентабельный внешний вид. Профнастил выпускается огромным ассортиментом цветов и форм, всегда можно подобрать оригинальный вариант под ваш дизайн;
- относительно невысокая стоимость.
Но нельзя сказать, что такой материл для ворот идеален, у него есть и недостатки:
- из-за небольшой толщины листы профнастила можно легко прорубить топором;
- если поцарапать антикоррозийный слой, изделие быстро покроется ржавчиной;
- при сильном механическом воздействии легко деформируются.
Перед тем как начать проектировку ворот и калитки для дома, необходимо определиться с выбором профнастила. Выделяют следующие марки:
- «С» — имеет невысокий профиль, высотой от 7-21 (кроме С44). Предназначается для обустройства калиток, заборов.
- «НС» — более прочный чем марка «С», за счет большой высоты ребра. Используется для создания стеновых ограждений.
- «Н» — самый прочный вид профнастила. Из него делают навесы, козырьки, перекрытия.
Внимание! После буквенных обозначений марки профнастила указывают число, обозначающее высоту профиля. Для изготовления ворот и калиток чаще всего использую вид С8 и С10.
Какие ворота можно сделать из профнастила
По способу открывания такие изделия делятся на следующие виды:
Распашные – это самый популярный вид ворот, створки которых открываются внутрь или наружу. Их легко установить самостоятельно, однако для такой конструкции необходимо достаточно свободного пространства. Распашные ворота можно украсить ковкой по всему периметру.
Откатные – двери открываются путем отката вбок. Для установки таких ворот необходимы верхние и нижние рельсы, по которым движется полотно. Бывают механические и автоматические. Идеальный вариант для маленьких участков. Такие ворота можно украсить как сверху, так и по всей поверхности коваными узорами.
Подъёмные — открываются, путем поднятия вверх. Они наиболее устойчивы к взлому, имеют привлекательный вид и выглядят очень стильно. Сами ворота нельзя украшать никакими элементами, однако можно установить их на забор или калитку.
Достоинства ворот из профнастила с элементами ковки
Кованые изделия придают стилю дома особую роскошь и изящество, подчеркивая статус семьи. Такие элементы на воротах проходят закалку, поэтому отличаются долговечностью и прочностью. Кованая калитка не только смотрится стильно, но ее можно быстро изготовить самостоятельно, главное, иметь сварочный аппарат, а все декоративные элементы можно купить в магазинах. А если хотите сделать дизайнерские ворота, любая мастерская по обработке металла, сможет изготовить кованые изделия по вашим эскизам.
Материалы для изготовления ворот с элементами ковки
- Листы профнастила, количество которых нужно вычислить по чертежу. К тому же их число зависит от габаритов листа.
- Металлический профиль или труба. Они нужны для создания столбов. Высота одного столбика равна высоте конструкции, плюс один метр, который будет устанавливаться в землю.
- Ребра жесткости.
- Для создания каркаса понадобится профильная труба.
- Антикоррозийная жидкость для обработки металлических элементов.
- Краска и грунтовка.
Внимание! При расчете размеров конструкции учитывайте вес готового изделия. Громоздкие ворота будут тяжело открываться. К тому же понадобятся более прочные крепежные детали.
Установка столбов.
- Намечается место для установки столбов, выкапывается яма глубиной 110 см.
- Из трубы вырезается конструкция нужной длины (высота наземной части +110 см подземной).
- Столбики обезжириваются специальным составом. Затем их нужно протереть ветошью от образовавшегося налета.
Совет! Антикоррозийное вещество можно заменить бензином.
- Устанавливаем столбы в ямы, засыпаем щебнем и утрамбовываем. А затем заливаем песчано-цементным раствором.
- Перед тем как приступить к дальнейшей работе с опорными конструкциями, необходимо дождаться пока высохнет цемент.
По аналогии устанавливаются столбы как для калитки, так и для ворот. Для массивной калитки, высотой более 2 м, лучше сделать кирпичные или бетонные опоры.
Создание створок
- Выбираем ровную площадку, размером более чем 2 метра, куда уложим набросок створок, используя швеллер. Все элементы конструкции должны быть уложены на идеально ровную поверхность.
- При помощи болгарки срезаем все лишние части, места среза зачищаем от заусенцев.
- Готовые элементы нужно разложить на месте для сварки, состыковать их, проверить параллельность всех деталей.
- Свариваем все элементы.
- Когда рама готова, приставляем ее к опорам и отмечаем место для петель.
- Привариваем петли к столбам и навешиваем на них каркас.
Совет! С наступлением зимнего сезона петли нужно смазывать маслом для долговечности конструкции.
- Чтобы украсить профнастил коваными элементами, нужно расположить их на плоскости листа, согласно чертежу и закрепить сваркой. Сначала завариваются крупные элементы, а затем мелкие.
- Обшиваем створки листами профнастила. Для этого обрезаем его до нужно размера. Закрепляем его на металлическом каркасе при помощи саморезов. Листы профнастила обязательно нужно устанавливать внахлест для надежности крепления.
- Когда ворота готовы, устанавливаем задвижку и упоры. В качестве упоров можно использовать кусок арматуры, который вставляется в проушины в корпусе ворот. А арматура в свою очередь вставляется в металлическую гильзу, вкопанную в землю.
- Готовые ворота обезжиривают, наносят слой грунтовки, а затем покрывают краской.
Изготовление калитки
- Изготавливаем каркас из стальной трубы. Счищаем с нее грязь, ржавчину, следы старой краски, используя металлическую щетку или болгарку со специальной насадкой.
- С вертикальных торцов срезаем углы, а поперченные элементы подрезаем под углом 45°.
- Прикладываем посередине конструкции балку, строго перпендикулярно боковым опорам.
- Завариваем все детали конструкции.
- Зачищаем следы сварки и обрабатываем корпус антикоррозийным составом.
- Затем калитку грунтуем и окрашиваем краской.
- При помощи саморезов или клепальной машины обшиваем калитку профнастилом.
- С внутренней стороны калитки, на высоте 90 см от земли, устанавливаем задвижку, закрепляя саморезами.
- Привариваем к опорным столбам петли и навешиваем на них калитку.
- Для того чтобы створка открывалась в одну сторону, на вторую опору устанавливают отбойник. Чтобы определить его расположение, торец калитки смазывают составом, который оставляет следы. Затем закрывают калитку, там где останутся отметины и нужно вешать отбойник.
- Декорируем стальную конструкцию при помощи кованых элементов, приобретенных в магазине. Подчеркнуть изящество конструкции помогут светильники в кованом корпусе. Все элементы привариваются при помощи сварки.
Ворота из профнастила смотрятся дорого, прослужат долго, а установить из самостоятельно очень просто. Элементы ковки придают конструкции фешенебельный вид. При этом ворота не требует особого ухода и больших вложений для изготовления.
Ворота из профнастила: видео
Ворота из профнастила с элементами ковки: фото
В настоящее время ассортимент каждого строительного магазина изобилует огромным количеством материалов, предназначенных для обустройства и монтажа ворот. Однако большинство застройщиков предпочитают использовать профнастил , поскольку он обладает рядом полезных свойств: долговечность, прочность, эстетичность и доступная стоимость. Сырье изготавливается на заводе посредством метода холодного проката стальных листов, обе стороны которых обрабатываются защитным слоем цинка, предохраняющим поверхность от пагубных воздействий окружающей среды и преждевременного разрушения. Для того чтобы более подробно ознакомиться с представленным материалом, а также ответить на вопрос, как сделать ворота из профнастила самостоятельно, следует разобраться в особенностях его использования и изучить технологию сборки.
Использование этого материала обусловлено рядом определяющих достоинств. Из них существенными признаются:
- продолжительный период эксплуатации;
- небольшой удельный вес конструкции;
- огромный выбор цветовой гаммы и текстуры;
- отсутствует необходимость проведения периодического ремонта;
- ценовая доступность;
- легкость монтажа.
Типы конструкций
Из множества имеющихся вариантов изготовления ворот стоит выделить два ярких представителя:
- Распашные – две створки, которые расходятся в противоположные друг от друга стороны.
- Откатные – одно полотно, перемещающееся вдоль ограждения.
Из представленного списка свой взор стоит остановить на втором виде, поскольку он экономит окружающее пространство и не прихотлив к воздействиям непогоды.
Для того чтобы возвести своими руками откатную конструкцию потребуется правильно рассчитать пропорции противовеса и подготовить надежный фундамент. В противном случае ворота могут деформироваться и выйти из строя.
Абсолютно в любом строительном мероприятии предшествующим этапом всего хода работ является подбор необходимого инструмента. Чтобы изготовить откатные ворота потребуется:
- строительный уровень и рулетка;
- аппарат для сварки;
- болгарка или специальная ножовка;
- дрель с перфоратором и набором бит;
- угловая шлифмашина;
- резиновая киянка;
- клепальник;
- набор гаечных ключей;
- штыковая лопата;
- резервуар для приготовления бетонной или цементной смеси.
Предварительное проектирование и подбор оптимальных габаритов будущих ворот, от которых напрямую будет зависеть общий вес конструкции, – залог качественного и продолжительного срока службы. Составные детали подбираются с учетом общего веса, ширины проема и высоты облицовочного профнастила.
Кроме этого, важными элементами откатной конструкции являются консольные принадлежности, в состав которых входят:
- верхний страховочный ролик;
- нижние ролики;
- концевой ролик и заглушка балки;
- пара улавливателей;
- направляющая рейка.
Вместе с тем неотъемлемая часть ворот – надежная рама, которая выполняет важную опорную функцию. При ее изготовлении, как правило, используются металлические профильные трубы, размеры которых зависят от габаритов проема.
Если есть желание обустроить ворота автоматикой, то не забудьте приобрести в дополнение к расходным материалам электрический привод , дистанционные пульты, маяк, зубчатые рейки. Также для крепления профнастила потребуется использование саморезов по металлу или вытяжных кровельных заклепок из расчета 15 шт. на лист.
Для того чтобы надлежащим образом возвести откатные ворота следует составить примерный чертеж конструкции, в котором осуществить расчет требуемых материалов и указать все составные элементы.
Для упрощения этого процесса нелишним будет выбрать в качестве опорных столбов уже имеющиеся удерживающие основания забора.
Названный пункт включает в себя изготовление основания под опорные столбы и сами ворота. При отсутствии возможности использования опор от забора стоит выкопать две ямы глубиной не ниже 1,5 м. Затем устанавливаем столб в углубление и фиксируем бетонным раствором. Воротное основание предусматривает оборудование траншеи с шириной 50 см и глубиной не менее 1,5 м.
Важной особенностью является расположение траншеи. Она должна быть обустроена вплотную к ограждению!
Обустройство фундамента предполагает использование П-образного металлического изделия или швеллера, длина которого должна совпадать с протяженностью подготовленной траншеи. Вместе с этим для усиления основания и придания ему требуемой прочности применяют элементы арматуры. С внутренней стороны швеллерной балки привариваются отрезки металлических прутьев на глубину траншеи, образуя некоторую подпору. Швеллер должен быть уложен таким образом, чтобы верхний его край находился на одном уровне с дорожным покрытием, а его концы плотно прилегали к опорным столбам.
На поверхность швеллерной балки устанавливаются две роликовые тележки, которые будут осуществлять движение створки. Не стоит забывать и про размещение электрических питающих кабелей. Как правило, все схемы и чертежи прилагаются в комплекте на электрический привод.
Каждый раз при укладке швеллера с наваренными арматурными изделиями проверяйте их горизонтальность посредством строительного уровня. Вместе с тем во избежание перекосов и дальнейшей деформации ворот контролируйте их положение, которое должно четко совпадать с линией скольжения будущей створки.
Перед тем как приступить к нарезке и сварке металлического профиля, следует определить размеры внутреннего каркаса и рамы. Для изготовления последней составляющей необходимо использовать профиль с сечением от 60×40 и страховочных перегородок 40×20.
На нижнюю балку рамной конструкции устанавливается направляющий рельс, и все элементы скрепляются посредством сварочного аппарата. Далее с помощью заклепок или металлических саморезов фиксируем профнастил на раме.
Не стоит забывать про технику безопасности при ведении работ с металлическими изделиями. Для этого стоит приобрести индивидуальные средства защиты очки и перчатки. Нелишним мероприятием будет являться предварительная очистка поверхности трубы от ржавчины и прочей грязи.
На крайнюю швеллерную балку, забетонированную в фундаменте, следует зафиксировать каретки и раздвинуть их в противоположные стороны. Затем на них надевается рамная конструкция с накатным роликом и выравнивается по строительному уровню. После необходимо сваркой точечно прихватить платформу кареток со швеллером, еще раз проверить вертикальность, горизонтальность, отсутствие перекосов и окончательно проварить по всему периметру. Далее закрепляем уловители, верхний страховочный и концевой роликовые механизмы.
Крепление элементов должно осуществляться так, чтобы концевой ролик створки при закрытии ворот закатывался за улавливатель для снятия с него лишней нагрузки.
Важные особенности при установке
Некоторые мастера, пренебрегая рекомендациями профессионалов по вопросу, как правильно возвести откатные ворота , осуществляют установку кареток с наваренными регулировочными шпильками. Использование этих приспособлений обусловлено удобством управления и их демонтажа в случае выхода из строя.
Пара неучтенных миллиметров впоследствии может привести к тому, что потребуется заново просверливать швеллерную балку, осуществлять подгон под новые размеры и пр. Это будет стоить как минимум пары затраченных дней и, в конечном счете заставит вернуться к предложенному способу установки.
В заключение хотелось бы отметить, что при возведении откатных ворот, прежде всего, стоит разобраться со всеми тонкостями монтажа и изучить не одну схему обустройства. Вместе с этим следует подсчитать вес конструкции и правильно подобрать все составные элементы. Для реализации последней задачи нелишним будет обратиться за помощью к специалистам, которые смогут не только указать на ошибки при составлении чертежа, но и посоветовать требуемое оборудование.
Видео
В видео подробно рассказывается о тонкостях сборки ворот из профнастила:
Фото
На фото изображены различные варианты ворот, изготовленных из профлиста:
Схема
Если вы решите сделать ворота из профнастила, то предоставленные схемы помогут в этом:
Визитная карточка владельца дачного участка или загородного коттеджа - ворота, которые должны выглядеть представительно и эстетично и, одновременно, надёжно защищать въезд на частную территорию. Этим показателям в полной мере отвечают распашные или откатные типы конструций, изготовленные из трубы профильного сечения - доступного, недорогого и легко обрабатываемого материала. Придерживаясь пошаговой инструкции и разработанной документации, можно с минимальными расходами изготовить и установить своими руками распашные ворота, а также декорировать их.
Профильная труба как материал для ворот - плюсы и минусы
Профильной трубе, применяемой в качестве основного материала для изготовления воротных конструкций, заслуженно отдают предпочтение благодаря множеству достоинств.
Основные преимущества использования профилированной трубы для сооружения ворот:
- низкие затраты по приобретению материала;
- высокая прочность конструкции;
- удобство ввинчивания саморезов по металлу;
- эстетичный вид каркасов;
- небольшой вес металлоконструкции;
- лёгкость обработки и сваривания заготовок.
Одновременно с комплексом положительных моментов, профильная труба имеет и слабые стороны:
- склонность к коррозии, вызванной эксплуатацией в условиях повышенной влажности и проникновением влаги внутрь профильной трубы;
- возникновение в процессе эксплуатации деформаций каркаса, обусловленных применением при сборке резьбовых элементов крепления;
- неудобство нанесения грунтовки и краски на поверхность профильной трубы, что незначительно увеличивает продолжительность работ.
Соблюдение технологии изготовления и установки ворот минимизирует вероятность проявления отрицательных факторов и гарантирует длительный срок эксплуатации изделия.
Подготовка к изготовлению: как рассчитать размеры будущей конструкции
Несмотря на простоту изготовления металлоконструкции ворот, на этапе проектирования важно ответственно подойти к выполнению подготовительных мероприятий, тщательно продумать все нюансы. Серьёзный подход позволит избежать ошибок и правильно выполнить расчёты размеров будущей конструкции.
Для расчёта размеров изделия на проектной стадии необходимо продумать следующие моменты:
- определиться с конструктивным исполнением ворот и необходимостью оснащения створок системой автоматического управления. Полотно может иметь одну или две створки и открываться на петлях или быть откатным;
- принять решение по отделке и обшивке каркаса ворот из профильной трубы. Можно использовать профильные листы, древесину, поликарбонат, сетку или металл, а также выполнить конструкцию решетчатой, кованой или ажурной;
- выполнить необходимые замеры. Размеры въезда на территорию или в помещение для хранения транспортного средства должны обеспечивать беспрепятственный въезд автомобиля определённых размеров. При этом необходимо учесть площадь, которая будет задействована при открытии распашных створок;
- разработать чертёж или эскиз с указанием всех требуемых размеров и конструктивных особенностей (калитки, рёбер жёсткости, элементов усиления, петель подвески, точек фиксации и подсоединения автоматики).
Тщательно разработанная документация позволяет точно выполнить расчёт потребности в материалах.
Согласно предварительно разработанному чертежу определяется суммарный метраж трубы профильного сечения и необходимое количество материала для обшивки.
Осуществляя проектирование конструкции, следует учесть следующие моменты:
Можно использовать готовый чертёж и адаптировать его к конкретным условиям, проставив фактические размеры.
Для определения расстояния между опорными столбами необходимо просуммировать размеры полотен ворот, зазоры для крепления петель и поворота створок. Расстояние между опорами для приведённого варианта составит 2+2+0,01+0,01=4,02 метра.
Приняв решение использовать трубу профильного сечения для изготовления, следует определиться с сортаментом, видом и размерами трубного проката. При выборе учтите следующие моменты:
- конфигурацию профильного сечения. Для изготовления предпочтительно применять профилированные трубы, имеющие квадратную или прямоугольную форму. Прокат овального сечения практически не используется;
- материал, из которого изготовлена труба. Для бюджетных вариантов используйте прокат из углеродистой стали. Применение оцинкованных труб, отличающихся повышенной ценой, позволяет дополнительно защитить металлоконструкцию от коррозии;
- метод производства. Изготавливаются сварные и бесшовные трубы, произведённые способом горячего или холодного проката. Учитывая повышенные затраты на приобретение бесшовных труб, оптимальное решение - применение сварных холоднокатаных профилей, характеризующихся стабильными размерами;
- толщину стенок профильного проката. При одинаковом размере сечения трубы, толщина стенки может отличаться более, чем в 2 раза. Для обеспечения прочности и возможности сварки необходимо использовать материалы с толщиной стенки не менее 1,5–2 мм. Применение более толстых труб увеличит затраты и повысит массу конструкции, что нецелесообразно.
Проанализировав критерии выбора, можно уверенно отдать предпочтение сварным холоднокатаным трубам с толщиной стенки 2 мм квадратного (25х25 или 30х30) или прямоугольного (20х40) сечения. Выбрав профильные трубы, приступайте к выполнению расчётов.
Расчёт и необходимые инструменты
Определившись с типоразмером профильной трубы и грамотно разработав чертёж, можно приступать к определению потребности в материалах, приобретению покупных комплектующих, подготовке инструментов и оборудования для постройки.
Обобщённый перечень материалов для изготовления ворот включает:
- трубы профильного сечения, соответствующие чертёжным размерам;
- обшивочный материал, который будет крепиться к полотнам, например, профильный лист, поликарбонат, древесина или металл;
- подвесные петли для соединения полотен с опорными столбами или роликовый механизм для ворот откатного типа;
- замок и элементы фиксации полотен (скобы, щеколды, защёлки);
- элементы крепления, предназначенные для фиксации отделочного материала;
- декоративные детали (например, кованные элементы), если они предусмотрены чертежом;
- грунт для защиты от коррозии и предварительной покраски металлоконструкции;
- эмаль для наружных работ, предназначенная для окончательной отделки и обеспечения товарного вида изделия.
На примере распашных ворот с двумя створками выполним расчёт потребности в материалах.
Для изображённых на эскизе ворот понадобится:
- труба профильного сечения 40х60 мм для изготовления опорных стоек, которые не бетонируются, а крепятся к имеющимся на въезде столбам. Суммарная потребность в трубе размером 40х60 мм - четыре метра (две стойки по 2 метра);
- профтруба 40х40 для изготовления двух каркасов. Зная размеры одной створки 1,5х2 метра, несложно посчитать периметр и прибавить к нему одну горизонтальную перемычку, расположенную посередине створки, равную 1,5 метра: 1,5+2+1,5+2+1,5= 8,5 метра. Для двух полотен потребуется 8,5х2=17 метров трубы;
- квадратная труба сечением 20х20 мм для изготовления раскосов, придающих полотнам жёсткость. Используя теорему Пифагора, несложно рассчитать длину гипотенузы треугольника с катетами 1 и 1,5 метра. Корень квадратный из суммы квадратов катетов составляет 1,8 метра. Для четырёх раскосов потребуется 1,8х4+7,2 метра профильной трубы;
- угловые косынки, представляющее собой прямоугольный треугольник из стали толщиной 2–2,5 мм со сторонами по 10 см. На каждую створку понадобится по 4 косынки для обеспечения жёсткости угловых зон;
- профнастил для зашивки каркаса ворот. Потребуется 2 листа размером 1,5х2 метра;
- саморезы для фиксации профлиста. Разделив длину опорной поверхности профтрубы, равную 17 м, на шаг крепления саморезов (0,3–0,4 метра), получим 42–56 саморезов. Необходимо иметь пару запасных, поэтому 60 штук будет достаточно;
- петли диаметром 25 мм в количестве 4 штук;
- два стопорных фиксатора и задвижка;
- грунтовка по металлу и краска для финишной отделки.
Типовой набор инструмента для изготовления ворот, установки и бетонирования опорных столбов незначительно отличается.
Для рассматриваемых нами ворот необходимо следующее оборудование и инструменты:
- сварочный аппарат с электродами диаметром 3 мм;
- болгарка с кругом для резки металла;
- электрическая дрель со свёрлами;
- молоток;
- инструменты для выполнения замеров, контроля точности изготовления и сборки (рулетка, уровень, уголок);
- шлифовальный круг для заделки сварных швов;
- напильник для устранения заусенцев;
- кисточка для нанесения защитного покрытия.
Пошаговая инструкция по изготовлению ворот из профильной трубы своими руками
При изготовлении ворот руководствуйтесь предварительно разработанной документацией и соблюдайте технологическую последовательность операций.
Изготовить из профильной трубы ворота можно с использованием сварочного оборудования или с применением резьбовых крепёжных элементов.
Рассмотрим оба варианта.
Сварная конструкция
Сваривая из профильных труб распашные ворота, выполняйте работы согласно очерёдности:
- Нарежьте заготовки, соответствующих размеров.
- Зачистите участки среза, удалите ржавчину и заусенцы.
- Разложите полученные детали ворот по типоразмерам. Это позволит облегчить дальнейшее изготовление и проконтролировать правильность размеров.
- Закрепите опорные столбы ворот, которые можно приварить к закладным элементам или забетонировать.
- Разложите заготовки створки на ровной поверхности в общую конструкцию. Важно обеспечить прямые углы между элементами каркаса и собрать ворота без перекосов.
- Положите на угловое соединение профильных труб косынку, обеспечив совпадение крайних кромок. Прихватите сваркой элементы каркаса, зафиксировав заготовки.
- Окончательно сварите металлоконструкцию, используя комплект заготовок.
- Приварите поворотные петли к опорным стойкам и створкам ворот, обеспечив расстояние от верхнего и нижнего уровня 15–20 см.
- Обработайте сварные швы для обеспечения товарного вида и безопасной эксплуатации.
- Навесьте полотна ворот на петли и убедитесь в отсутствии заедания при открывании.
- Обработайте металлоконструкцию грунтовкой. После высыхания грунта нанесите эмаль.
- Закрепите профлист с помощью саморезов.
- Установите замки, стопорные элементы и задвижки.
Помните о необходимости правильного крепления петель, соответствующего направлению открывания ворот.
Сварная конструкция ворот отличается повышенной прочностью.
Как сварить каркас ворот из профтрубы своими руками: видео
В видеоролике детально показана последовательность работ по сварке каркаса ворот.
Вариант с резьбовым креплением
Если отсутствует сварочный аппарат или нет навыков обращения с ним, можно без сварки собрать ворота из профильной трубы. Для этого необходимо использовать болты, гайки с резьбой М8 и шайбы, а также соединительные элементы.
Помните, что применение пружинных шайб предотвратит самопроизвольное отвинчивание и повысит надёжность резьбовых соединений.
Для выполнения сборки понадобится дрель со свёрлами, соответствующими диаметру используемых метизов, а также гаечные ключи.
Алгоритм изготовления конструкции без сварки полностью аналогичен ранее приведённой последовательности для сварного изделия, за исключением следующих моментов:
- используйте соединительные элементы для крепления профильных труб;
- соединяйте угловые косынки с элементами каркаса через предварительно просверлённые отверстия;
- применяйте накладки для резьбового крепления в местах соединения профильных элементов. В качестве альтернативного варианта можно выполнить
торцевое крепление элементов каркаса;
- крепите поворотные петли с помощью болтов и гаек, установленных в предварительно выполненные отверстия.
В процессе эксплуатации ворот, изготовленных без сварки и собранных на болтах, постепенно ослабляется резьбовое крепление. Для обеспечения жёсткости конструкции необходимо периодически контролировать степень затяжки.
После сборки каркаса можно приступать к обшивке отделочным материалом.
Металлоконструкция ворот в обязательном порядке должна быть надёжно защищена от воздействия природных факторов. Для этого применяется грунтовка по металлу и эмаль, которая после высыхания грунта наносится с помощью кисти, валика или пульверизатора. Можно использовать аэрозоль в баллончике, предлагаемую на рынке.
До нанесения грунтовки следует обезжирить поверхность с помощью ацетона или бензина. Это способствует улучшению адгезии и повышает ресурс эксплуатации лакокрасочного покрытия.
Не принципиально, когда осуществлять покраску - до навески створок или после монтажа. Важно обеспечить качественное покрытие эмалью всех частей металлоконструкции. Имеется возможность улучшить внешний вид ворот, используя различные материалы и элементы декора.
Декорирование ковкой
Можно оригинально декорировать ворота из профильной трубы коваными деталями.
Самостоятельно изготовить кованые элементы проблематично. Их можно приобрести в специализированных магазинах или заказать в кузнице.
Готовый декор несложно приварить самостоятельно к готовому изделию в необходимых местах, создав оригинальный узор.
Применение профлиста
Использование для зашивки каркаса ворот профильных листов позволяет снизить расходы на изготовление.
Широкая цветовая гамма предлагаемых в торговой сети профлистов позволяет гармонично вписать конструкцию в интерьер участка.
Небольшая масса способствует снижению нагрузки на подвесные петли.
Отделка древесиной
Древесина, которую можно применить для декорирования ворот, отличается оригинальной текстурой и придаёт изделию презентабельный вид.
Материал требует дополнительной обработки для предохранения от влаги и растрескивания.
Использование сетки
Металлическая сетка - бюджетное решение для оформления. Используя сетку, можно легко обшить металлоконструкцию каркаса и обеспечить возможность свободного обзора прилегающей территории.
Сетка, изготовленная из оцинкованной проволоки, менее подвержена коррозии и отличается долговечностью.
Обшивка поликарбонатом
Поликарбонат - современный материал, используемый при изготовлении конструкции.
Лёгкость материала и простота крепления делают его популярным.
Применение поликарбоната различных цветов позволяет творчески подойти к оформлению.
Зашивка металлом
Металлические листы - простое и быстрое решение для зашивки каркаса.
Обладая повышенной прочностью, материал отличается значительной массой. Это увеличивает вес створок и требует дополнительного усиления конструкции.
Видео: ворота из профильной трубы
В ролике содержится полезная информация об особенностях конструкции распашных ворот.
Пошаговая инструкция по установке распашных ворот представлена в ролике.
Применение профильной трубы при самостоятельном изготовлении ворот позволяет достичь экономии денежных средств и своими руками создать надёжную конструкцию, прочность которой не вызывает сомнений. Важно тщательно продумать устройство, ответственно подойти к разработке документации, использовать качественные материалы и соблюдать технологию. Простота конструкции и возможность применения различных видов отделки создают широкое поле для творчества. Кроме того, самостоятельно изготовленные ворота - серьёзный повод для гордости.
Ассортимент материалов для изготовления ворот необычайно широк, но индивидуальные застройщики отдают предпочтение профнастилу. Выбор обусловлен качествами этого материала. Он прочный, долговечный, лёгкий, декоративный, недорогой и простой в монтаже. Чтобы изготовить ворота из профнастила собственными руками, достаточно минимального количества инструментов и комплектующих и нескольких свободных дней.
Характеристики профнастила - достоинства и недостатки
Профилированные листы производят в заводских условиях по технологии холодного ката из стального листа. Лист оцинковывается с двух сторон, и это защищает его от воздействия внешних факторов и коррозии. В целях декоративности и дополнительной защиты профнастил также покрывают тонким слоем полимера самых разных расцветок.
Ворота из профнастила можно украсить коваными элементами
Профлист обладает разнообразными преимуществами:
- долговечность. Качество материала обеспечивает срок службы до 50 лет;
- внешний вид. Изделия из профнастила смотрятся основательно и привлекательно, хорошо сочетаются с любым материалом. Благодаря широкой гамме текстур и расцветок можно экспериментировать с дизайном изделия;
- небольшой вес и, соответственно, малая нагрузка на опоры. Эта особенность облегчает доставку и монтаж материала. Более того, для лёгкой обшивки не требуются массивные опорные столбы, что сокращает затраты;
- простота в уходе и эксплуатации. Ворота из профилированного листа не нуждаются в покраске, не выгорают и не тускнеют от воздействия погодных факторов;
- доступная цена. С учётом вышеперечисленных характеристик стоимость материала в сравнении с другими подкупает.
- необходимость свободного места для открывания;
- вероятность стукнуть створкой автомобиль;
- повышенную ветровую нагрузку в регионах со сложными метеоусловиями.
Помимо профлиста, для создания ворот понадобится профилированная труба прямоугольного сечения. Конструкция представляет собой прямоугольную раму из профиля, к которой крепятся створки из профлиста. Размер створок определяет вид транспорта, который будет проезжать через ворота. Если это легковая машина, то достаточно общей ширины 3–4 м. Для грузового автомобиля воротный проём должен быть не меньше 5 м.
Выбор профнастила
Между собой профлисты различаются по толщине, степени прочности и высоте ребра.
- «С» - облегчённый и прочный оцинкованный стеновой лист с малой толщиной и высотой ребра. Самый распространённый вариант выбора;
- «НС» - более плотный профлист с большей высотой ребра, но и более тяжёлый;
- «Н» - массивный несущий профлист, использующийся для кровель огромной площади. Для ворот не подходит по причине большого веса и высокой стоимости.
В зависимости от вида и размера профнастил используют для кровли, опалубки, стен, заборов
Лучшим выбором будет профилированный лист марки С8 или С10. Число обозначает высоту волны в сантиметрах. Толщина листа этой марки составляет от 0,4 до 0,8 мм. Створки из профлиста марки С будут весить от 25 до 40 кг, поэтому их легко можно навесить вдвоём, без использования специального подъёмного оборудования. В силу того, что одного профлиста на створку будет недостаточно, размер рассчитывается исходя из ширины материала.
Фотогалерея: варианты ворот из профнастила
Ворота из цветного профлиста смотрятся красиво за счёт комбинации цветов
Сочетание профлиста с ковкой добавляет воротам оригинальности
Профлист под дерево не отличить от натуральных материалов
Ворота, украшенные золотым декором, будут смотреться богато
Ворота из светлого профлиста могут быть непрактичными, так как легко пачкаются
Ворота с цветочным декором украсят любое строение
Чем больше ковки на воротах, тем роскошнее они смотрятся
Профнастил можно использовать первым слоем под ковку, это увеличит прочность ворот
Деревянный декор на воротах из профлиста создаёт оригинальный вид
Ажурная ковка придаёт воротам из обычного профлиста воздушность
Решётка на воротах из профлиста позволяет видеть приходящих в дом
Сочетание красного профнастила и чёрных кованых элементов придаёт воротам неповторимость
Изготовление ворот из профнастила
Порядок действий по изготовлению ворот из профнастила обусловлен логикой строительства.
Чертежи и расчёт размера ворот
Наибольшее распространение имеют два варианта ворот из профилированного листа - распашные и откатные. Но если откатные ворота в домашних условиях изготовить сложно, то распашную конструкцию, состоящую из двух одинаковых частей, собрать вполне реально. Створки распашных ворот могут открываться наружу или внутрь. Калитку можно либо врезать в одну из створок, либо установить отдельно сбоку от ворот. Это зависит от наличия свободного пространства. Перед сборкой и установкой ворот необходимо нарисовать чертёж, на котором будут указаны точные размеры изделия.
Чертёж каркаса распашных ворот с замерами поможет самостоятельно изготовить их
Схема должна включать:
- ширину проёма;
- количество стоек и их сечение;
- глубину вкапывания опор;
- чертёж каркаса с указанием всех длин;
- положение калитки и её размеры;
- место для петель;
- место для замка;
- место для засова;
- элементы усиления и их длину.
Ворота из профнастила можно сделать без калитки, но тогда ими неудобно будет пользоваться.
Если ворота небольшого размера и нетяжёлые, можно обойтись без калитки
Чаще изготавливают ворота из профнастила с отдельной или встроенной калиткой.
Громоздкие и тяжёлые ворота подразумевают обязательное строительство калитки
Для создания распашных ворот из двух створок с калиткой из профлиста размером 3×2 м понадобятся следующие материалы:
- профильная труба из металла 20×20×3 мм с квадратным сечением для формирования внутреннего обрамления створок ворот и основы калитки;
- труба для опор квадратная - 60×60×3 мм; для рамы створок - 60×40×3 мм;
- труба с квадратным сечением 40×40×2 мм для рёбер жёсткости каркаса;
- стеновой профнастил с волной 15–21 мм. Можно взять как просто оцинкованный С8, так и лист с полимерным цветным покрытием - зависит от бюджета; нарезать листы лучше в мастерской, так как при кустарном раскрое по краям может пойти коррозия;
- уголки и отливы;
- петли - по две на каждую створку и две на калитку;
- саморезы по металлу кровельные оцинкованные или под цвет профнастила;
- саморезы для крепежа листов или шурупы-шестигранники;
- заклёпки;
- электроды для сварки диаметром 2–3 мм;
- грунтовка для металлических изделий;
- декор (если надо).
Подготовка инструментов для изготовления ворот
Для строительства ворот из профнастила понадобятся:
- дрель;
- сварочный инвертор;
- болгарка;
- шуруповёрт;
- лазерный или любой другой уровень;
- отвес;
- ножницы по металлу;
- краскопульт или кисти.
Сборка каркаса
Поскольку рама несёт на себе всю ветровую нагрузку, а жёсткость профнастила на кручение невелика, важно сделать раму как можно более надёжной. Рама ворот собирается на ровной поверхности размером хотя бы с одну створку ворот. Чтобы получились прямые углы, используют специальные точные угольники.
- Сначала делают заготовки из металла под углом 45 °.
- Каждую заготовку очищают от ржавчины и грязи при помощи щётки - насадки на дрель.
С помощью специальной насадки на дрель заготовки очищают от ржавчины и грязи
- Тщательно промеренную раму из профильной трубы сначала наживляют, а потом сваривают в виде прямоугольника, а углы укрепляют уголками из стали для дополнительной жёсткости.
Рама из профильной трубы укрепляется стальными уголками
- Длинную сторону створки делят на три части и приваривают в этих местах перемычки, которые тоже укрепляют уголками, а потом к перемычкам приваривают петли ворот. Каркас сваривают не полностью, чтобы в случае перекоса отрегулировать по уровню.
Засов приваривают на этапе сборки каркаса. Сварку осуществляют прихватами с шагом от 20 до 40 см. Сплошной шов не допускается, так как это может привести к деформации металла во время нагрева. Верхние углы сводят наискосок со срезом, чтобы избежать коррозии, а нижние - под прямым углом, встык, для проветривания.
Петли для ворот из профнастила могут быть не слишком большого размера, так как ворота нетяжёлые
- Зачищают сварные швы.
Сварные швы очищают от шлака, чтоы лучше держалась краска
- Каркас обезжиривают бензином или растворителем.
Перед покраской каркас обязательно обезжиривают
- Красят каркас в нужный цвет.
Дорожный просвет должен составлять не менее 5 см для асфальтированного покрытия и 15–30 см для грунтового. Если просвет получился слишком большим, то на него можно установить съёмную планку, снимающуюся в зимний период.
Видео: сборка каркаса ворот из профнастила
Если в створке запланирована калитка, то каркас собирается по-другому:
- В нужной створке создают каркас калитки размером 180×80 см.
Ширина калитки в створке ворот составляет не более двух третей ширины створки
- Петли смещаются к краям ворот.
Если калитка из профнастила расположена в створке ворот, необходимы прочные петли, способные удержать двойной вес
- Принцип сборки такой же, только профили используют меньшего размера.
- Ту створку, в которую будет врезана калитка, дополнительно укрепляют.
Створка ворот с врезанной калиткой укреплена дополнительной профильной трубой
Видео: сборка каркаса ворот из профнастила со встроенной калиткой
Обшивка рамы
Обшивку рамы осуществляют сразу же после сборки каркаса. Профлист можно крепить несколькими способами - прикрутить шурупами с шестигранной головкой или саморезами. Стыки дополнительно фиксируют заклёпками или саморезами. Предпочтительней саморезы, так как они исключают попадание воды в место крепления. Профлист можно монтировать как с одной, так и с обеих сторон каркаса. Профлист необходимо закрепить и на перемычках.
Украсить обшивку можно коваными элементами, которые привариваются или прикручиваются к профлисту в соответствии с чертежом.
Установка петель
Поскольку ворота из профлиста изрядно парусят, петли лучше выбирать дорогие, желательно на подшипниках. Сначала петли привариваются на каркас, а потом на опорную стойку, но можно и наоборот. Для тяжёлых ворот используется не менее 3 петель. Местоположение петли влияет на расположение створки в распахнутом состоянии. Если необходимо, чтобы створки открывались в обе стороны, к опоре петлю приваривают встык. Если в одну - то накладывают петлю на раму.
Врезка замков
Замки врезаются после навешивания створок. Различаются они по правилам установки и видам:
- навесные. Для них нужно предусмотреть специальные петли ещё на этапе сваривания каркаса;
Навесной замок на ворота из профнастила удобен в местностях с пучинистым грунтом
- накладные. Для навесного замка наваривается или прикручивается специальный лист металла либо дополнительный элемент каркаса. Для монтажа замков сварка не используется, так как они иногда нуждаются в ремонте или замене;
Для монтажа накладного замка на ворота изнутри устанавливается дополнительный элемент каркаса
- врезные. Они врезаются в плоскость трубы в специальный карман из металла.
Врезной замок может закрываться на ключ или с помощью специальной начинки, встроенной в ручку
Обязательно приваривается труба для фиксатора ворот из арматуры от ветра и для перераспределения нагрузки с замка. Можно также установить защёлку или запор.
Пошаговое руководство по установке ворот из профлиста
- Первым делом осуществляется разметка места для ворот.
- Далее выкапываются ямы для столбов глубиной не менее одного метра. Перед вкапыванием опоры обрабатываются грунтовкой против коррозии.
Ямы для столбов можно выкапывать вручную или с использованием бура
- Столбы устанавливаются по уровню и закрепляются бутом (битым кирпичом или камнями).
- В ямы заливается бетон в пропорции 5:3:1 (песок, щебень, цемент) и 25% воды. Раствор надо хорошо утрамбовать, чтобы он заполнил все полости.
Замки, украшения, кованые элементы устанавливаются на ворота из профнастила в последнюю очередь
Профлист хорош тем, что не требует покраски. Зато можно приобрести уже готовый материал, стилизованный под дерево или камень. Можно украсить ворота коваными элементами или другим декором - сверху или по полотну створок. Чтобы украсить ворота, можно фигурно обрезать верхний край, но потом его необходимо защитить профилем.
При желании профлист можно разрисовать специальными красками, устойчивыми к внешним воздействиям.
Свободно пользоваться воротами можно только через месяц после установки.
Видео: изготовление распашных ворот из профнастила
Таким образом, используя подробную инструкцию по изготовлению, сделать ворота из профилированного листа не так сложно, как кажется. Они не только украсят входную группу, но и добросовестно прослужат не один десяток лет.
Ворота из профнастила подойдут к любому забору: они легки, неплохо смотрятся, достаточно стойки и долговечны. К тому же их вполне возможно сделать самому, обойдясь минимумом покупных комлектующих. При изготовлении на заказ такие ворота тоже обойдутся дешевле прочих. Так что давайте разберемся, как оценить работу мастеров по их рекламе и как, если вы человек мастеровой, сделать ворота своими руками.
Выбор схемы открывания
Сначала «привяжем» ворота к – согласуем их по способности выносить эксплуатационные нагрузки; главная из них ветровая. Что толку городить изящную и добротную конструкцию, если первая же буря превратит ее вместе с добрым куском забора в покореженный «пропеллер»? Второе, что нужно учесть – нагрузку от самих ворот на забор. Если она чрезмерна, то скажется это не сразу, а исправить покосившуюся ограду будет сложно. Наконец, необходимо, чтобы створка не наподдала как-нибудь автомобилю по «пятой точке». И желательно снабдить ворота автоматикой, чтобы не тужиться, оскальзываясь, под дождем или снегом.
Ворота из профлиста выполняются распашными или сдвижными. Первые дешевле, проще, слабо нагружают забор, но могут стукнуть, снабдить их автоматикой самому очень сложно, а покупная обойдется чрезмерно дорого и будет работать под большой нагрузкой, т.е. не особо надежно. Чтобы самостоятельно сделать вторые, придется постараться, нужно место для отката створки и прочный забор: при весе створки в 250 кг (это еще легкая), кратковременные нагрузки на него могут превышать 2 т.
Поэтому сразу же определимся на месте установки. Распашные ворота нужно делать при невыполнении одного любого из следующих условий:
- В обе стороны от проема ворот свободного места на заборе менее 1,5 ширины проема плюс 0,45 м на фурнитуру ворот. Если он, к примеру, 3,8 м (минимальный автомобильный габарит по ширине), то до любого ближайшего углового столба должно быть не менее 6,15 м совершенно свободного забора;
- Все столбы забора в обе стороны от проема ворот до углов должны быть забетонированы на глубину не менее 1,2 м в средней полосе и не менее 1,7 м в местах с суровой зимой;
- Воротные столбы должны быть либо кирпичными с замурованной штангой жесткости из профтрубы 60x80x2, либо сварными из 4-х таких же труб (см. рис.).
Под откатные ворота должны быть выполнены все три условия, и с кое-какими примечаниями. Проем лучше делать не уже 4,2 м, чтобы грузовик (придется же когда-то что-то привозить) мог заехать во двор с некоторым разворотом. Что касается глубины бетонирования столбов, то она должна превышать глубину промерзания грунта в данной местности как минимум на 0,6 м. Лучший способ определить нужную глубину бетонирования – расспросить своих газовиков, на какой глубине они укладывают магистральные трубы.
Сварные из профтрубы столбы дешевле и крепче кирпичных, но места схождения внутренних углов труб нужно проварить вверху и внизу; место сварки – в центре правой поз. рис. Это увеличит жесткость столба примерно на четверть. Верхний торец нужно прикрыть от осадков крышкой из любого подходящего материала.
Выбор металла
Нам придется делать железные ворота: профлист почти не сопротивляется поперечному изгибу и кручению. Он хорошо держится только на жестком металлическом каркасе. Деревянные рейки можно будет подкладывать, чтобы вывести обшиваемую поверхность в одну плоскость, заподлицо. Тогда крепежные саморезы нужно будет вгонять в металл сквозь дерево.
На каркас ворот понадобится металлопрофиль следующего сортамента:
- Профруба 60х40х2 мм для рамы створок (створки).
- Профтруба 40х20х2 мм для подкосов и ребер жесткости каркаса.
- Металлический лист 4-6 мм для закладных в кирпичные столбы и подкрепляющих каркас косынок (только в ветреных местах).
- Швеллер 200 или 160 мм длиной в пол-проема, только для сдвижных ворот.
- Арматура для железобетона 12-14 мм, тоже только для сдвижных ворот.
Собственно профнастил нужно брать стеновой (марка С) с высотой волны в 15-21 мм, т.е. С15-С21. Настилы Н (несущий) и НС (несущий стеновой) ничего к прочности ворот не добавят, но будут гораздо тяжелее и дороже. Размеры створок нужно высчитывать исходя из эксплуатационной, с учетом нахлеста волн, ширины листа (чаще всего – 1100 мм) и его длины (3-12 м), чтобы не образовалось слишком много обрезков. Лист нужно заказывать с порезкой на куски по вашим размерам, т.к. при порезке его любым кустарным способом с краев очень скоро пойдет коррозия.
Стапель
Если предполагается делать сдвижные ворота, а вы в этом деле новичок, то для полного успеха вам нужен простейший временный стапель: «пропеллер» или «восьмерка» створки сведут на нет всю работу, а если ворота распашные, то, может быть, они и закроются, но вид у них будет смехотворный. Стапель потом может пригодиться для других работ, напр. изготовления стропил, стеновых рам и т.п.
Сделать стапель не так уж сложно, см. рис:
- На ровном участке отбиваем по шнуру базовую линию, а от нее перпендикуляр.
- Проверяем перпендикулярность «магическим треугольником», со сторонами 3:4:5 любых, но точно равных друг другу отрезков, поз. 1 на рис. «Магический треугольник» можно сделать из любого нерастяжимого шнура.
- По перпендикуляру ставим первую скамейку стапеля из бруса 100х100, ровной трубы, швеллера и т.п.; ее горизонтальность выверяем уровнем (поз.2). Если стапель предназначен для постоянного использования, то его скамейки ставим на столбики, а горизонтальности добиваемся за счет подсыпки в ямах под них.
- Снова проверяем перпендикулярность скамейки, тоже поз. 2.
- Устанавливаем вторую скамейку, как и первую. Они должны соответствовать сторонам прямоугольника, что проверяется как обычно, диагоналями (поз. 3 на рис.)
- Дополнительно с помощью ровной рейки – правила – и уровня, проверяем концы скамеек на «пропеллер», т.е. перекос монтажной плоскости, поз. 4.
- Ставим точно так же третью, и, если нужно, следующие скамейки.
- Если стапель стационарный, бетонируем столбики скамеек и, пока бетон не застыл, еще раз проверяем все пары скамеек на «пропеллер» и аккуратно подправляем «уехавшие».
Рамы створок
Главная причина того, что со временем ворота расхлябываются – ветровые нагрузки. Большая из часть приходится на верх створок. Ветровая стойкость особенно актуальна для ворот из профнастила, т.к. его жесткость на кручение ничтожна, всю ветровую нагрузку несет на себе рама. Поэтому ее изготовление, хотя само по себе и не сложно, требует внимательного подхода.
На раме под профнастил лучше особо не экономить, а сразу сделать ее пожестче, из двух труб, 60х40х2 и 40х20х2, сваренных (в разрезе) в виде буквы Т. «Столбики» Т на противоположных балках рамы (верх-низ, право-лево) должны быть обращены друг к другу, см. рис. В места, залитые бежевым, крепятся деревянные рейки 40х20 под обшивку. Кстати говоря, при надлежащем расположении связей жесткости (поперечин, подкосов) и общая материалоемкость такой рамы с трудоемкостью оказываются небольшими.
Варят раму на стапеле, прихватами по 40-60 мм с шагом в 500-600 мм, иначе никакой стапель не поможет, поведет до безобразия. Точно так же сваривают и сборные столбы под ворота из профтруб, см. выше. Общее правило сборки рамы таково: верхние углы сводят со срезом наискось, чтобы внутри не развилась коррозия от осадков, а нижние – встык под прямым углом, для проветривания внутри, см. рис. ниже.
Примечание: при расчете высоты створок берут дорожный просвет в 50-70 мм для средней полосы, а для прочих мест – по среднегодовой высоте снежного покрова.
Распашные ворота
В конструировании распашных ворот есть два тонких момента: петли и связи жесткости ее каркаса.
Петли
Въездные ворота – не гаражные. Первые почти не парусят, а вот вторые – отличный парус. Поэтому, покупая гаражные петли для ворот, лучше взять подороже, на опорных пошипниках, см. рис. Установку петель производят до монтажа в раме связей жесткости и ее обшивки: так орудовать, подгоняя петли, куда легче. Но все равно, для этой работы нужен помощник.
К раме створок петли приваривают еще на стапеле. Точной установки по разметке тут мало. Нужно еще, прижав петли струбцинами, проверить их соосность глазом, как бы прицеливаясь поверх ствола. Затем прихватить парой «тычков» электродом, еще раз прицелиться визуально, и уж тогда, если все ОК, варить прочно.
Чтобы обеспечить угол открывания не менее 90 градусов, внешний диаметр петли должен быть больше толщины рамы плюс высота волны настила, т.е. 75-81 мм. Это огромные грубые петли, и щель между рамой и столбом они дадут такой же ширины. Поэтому петли к раме приваривают, сдвинув к ее краю в сторону открывания створки. Лучше всего, чтобы петля лежала на самом краешке, выступая почти на полдиаметра, тогда угол открывания будет 120 градусов и более.
К столбам из пучка профтруб петли приварить проще всего: в шов между трубами они укладываются как родные. Если же столб кирпичный в закладными-«пятаками», то, чтобы добиться полной соосности, лучше пользоваться не отвесом, а куском трубы с внутренним диаметром таким, чтобы в нее входил штырь петли. Длина трубы – расстояние между петлями минус высота подшипника.
Примечание: закладные в каменную кладку или бетон – вмуровываемые в них металлические детали, к которым потом будут крепиться другие металлоконструкции.
Трубу вначале туго приматывают к столбу веревкой, ровняют по вертикали и по высоте от грунта. Затем в нижний конец трубы вводят штырь нижней петли, ровняют ее по трубе и прихватывают 2-3 «тычками». Верхнюю петлю ставят донышком на срез трубы и также прихватывают. Далее навешивают раму, проверяют ход, дорожный просвет, самооткрывание/закрывание. Если все в порядке, раму снимают, петли приваривают наглухо и продолжают работу.
Каркас
Конструкция каркаса рамы створки должна быть рассчитана на сильную ветровую нагрузку в верхней части. Для сдвижных ворот, между прочим, тоже. И в то же время его жесткость на кручение необходимо обеспечить при минимальном расходе материала и труда. Разберем примеры каркасов удачных и не очень по рис. Не забудем только, что диагональное ребро работает по принципу жесткости треугольника: изменить его форму, не сломав, невозможно, но загнуть его уголок можно даже очень.
Справа вверху – рама исключительно рациональная. Два острых угла треугольников сходятся как раз там, где ветровая нагрузка максимальна. В средней полосе, где сильные ветра редки, такую раму можно сделать из одинарной трубы 60х40х2. Для дачи, где эстетика не суть как важна и на расхождение створок вверху на несколько см через 3-5 лет никто не обратит внимания, милое дело: дешево и сердито.
Примечание: долговечности без потери вида в 7 и более лет для такого каркаса можно добиться, наварив по углам косынки примерно 200х300 мм из 6 мм стали.
Для жилого дома более подойдет каркас, показанный слева вверху. Дополнительную устойчивость на поперечный изгиб дают перекрещивающиеся подкосы и промежуточная продольная балка. Безо всяких сложных теорий: просто треугольников стало больше, а сами они – меньше.
Справа внизу – каркас не весьма удачный. Такая система подкосов хорошо работает в бипланном крыле или стреле подъемного крана, но, в отличие от них, здесь конструкция плоская и основная нагрузка приходится поперек нее. А слева внизу – каркас и вовсе неудачный: крепче всего он там, где меньше всего нагружен, материала же нужно много.
О калитке
Если калитка отдельная, то для нее нужен только третий воротной столб. Рама такой калитки – простой прямоугольник из трубы 40х20х2. При обычной ширине калитки в 800-1100 мм никаких дополнительных подкреплений для рамы из профтрубы не нужно.
Но если калитка врезная, картина меняется. Вспомним, ворота все время настежь никто не держит, под давлением ветра их створки, связанные запорами, работают как одно целое. А теперь створки от ветра будут нагружены несимметрично, поэтому ту, в которой калитка, нужно дополнительно подкрепить, она сильнее нагружена. Так что каркас калитки придется сделать посложнее, он должен принять на себя большую нагрузку, чтобы нагрузка на створки выровнялась. Чертеж таких ворот показан на рис. Общую ширину можно увеличить до 4 м, оставив калитку такой, как есть.
Видео: простые распашные ворота из профлиста
Сдвижные ворота
Сдвижные ворота не так давно были роскошью: комплект фурнитуры к ним и привод самому не сделать, а более-менее приличная «фирма» стоила где-то от 150 000 руб. Тогдашних, не сегодняшних. Сейчас комплектующие для откатных ворот сильно подешевели, и они доступны людям среднего достатка.
Сдвижные ворота могут выполняться по одной из следующих схем:
- На нижних роликах, катящихся по рельсу, уложенному на грунт.
- Подвесные к верхнему рельсу.
- С нижним рельсом, катящимся по опорным роликам.
- С рельсом на заборе и роликами-бегунками на створке.
- С плавающим рельсом.
Ворота первой схемы остались кое-где в старых производственных помещениях. Такие можно полностью сделать самому, но игра не стоит свеч: от мусора на рельсе механизм то и дело ломается, створки соскакивают. Подвесные ворота позволяют получить проем практически любой ширины, но очень сложны, для примера см. рис., поэтому в быту не применяются. В воротах с плавающим рельсом его части телескопически входят друг в друга. Такие ворота несколько дешевле прочих и не требуют фундамента под механизм, но часто заклинивают от грязи, а починка требует полного демонтажа.
Самая употребительная схема ворот для частных домов – с нижним рельсом на опорных роликах. Для этих ворот требуется покупная фурнитура, уже доступная, но пока еще не дешевая. Ворота с рельсом на заборе и бегунками требуют прочного забора и довольно трудоемки, но их можно сделать самому и для них не нужен фундамент под механизм. Эти схемы мы и рассмотрим подробнее.
Те и другие ворота выполняются консольными. Это значит, что их створка имеет скошенный «холостой» вынос, удерживающий ее на весу в закрытом положении. Подкос консоли створки с нижним рельсом на каретках работает на растяжение, а створки с бегунками в рельсе на заборе – на сжатие, которое металл держит куда лучше. Поэтому вынос консоли ворот с нижним рельсом нужен не менее 0,5 ширины проема, а в самой консоли – подкрепляющий ее каркас. Для ворот на бегунках достаточно выноса в 0,25 ширины проема, а их консоль – простая рама без усиления.
Примечание: далее в тексте мы для краткости будем называть столб, на который навешена створка, опорным, а противоположный ему концевым или отбойным. Детали и узлы, ближние к проему, будем считать внешними, а дальние от него – внутренними.
Ворота с нижним рельсом
Устройство ворот с нижним рельсом на каретках показано на рис. В их основе роликовые опоры: качающиеся на шарнирах каретки с 4 роликами. Ролики расположены по дуге, это исключает заклинивание при смене хода створки на обратный. К закладной в фундамент механизма они крепятся посредством регулируемых подставок – подпятников.
Здесь уместно будет сразу же сказать о двух очень распространенных ошибках, причем отдельные «профи» допускают их преднамеренно, чтобы ускорить и удешевить работу. Первая (см. рис. слева) – закладную ставят короткую, только под внешнюю (ближнюю) каретку, а дальнюю крепят к шпилькам, замурованным в фундамент. Год-два «гарантии» ворота держатся, а потом бетон под дальней кареткой начинает крошиться от знакопеременных нагрузок.
Вторая, мол, овчинка не стоит выделки – варим опоры с каретками прямо к закладной (рис. справа), а подставки-регуляторы вообще не покупаем. Имея отработанные навыки, так можно точно собрать ворота тоже на год-другой. Затем сказывается усадка фундамента, но «гарантия» уже истекла.
О фурнитуре и приводе
Фурнитуру для ворот нужно покупать от проверенного производителя. В РФ неплохо зарекомендовали себя итальянские CAME и Rolling-Center (Италия) и отечественные DOORHAN и РОЛТЕК. Дело тут в рельсе и роликах. Рельс из пересушенного металла (китайцы им ох как грешат) скоро потрескается, а из сырого деформируется. Пластиковая оболочка роликов нужна не только для глушения рокота, но и для того, чтобы обоймы роликов (они, в сущности, шарикоподшипники) не полопались. Поэтому ролики нужны либо в оболочках их неистираемого пластика, либо в обоймах их хромованадиевой стали. На вид качество рельса и роликов может оценить только очень опытный материаловед, а в спецификациях об этом часто умалчивают.
Приводы откатных ворот применяются в основном ременные, цепные и зубчатые. Ременные не рассматриваем: ремень он и Африке ремень, тянется, лопается, от мороза трескается. Цепной провод немного дешевле зубчатого, но цепь провисает и может соскочить, как в велосипеде, кроме того, за ней нужен уход. А самое главное: ворота с цепным приводом без замка открываются руками, что может сделать и любой прохожий.
Зубчатый привод, если смазать ведущую шестеренку-трибу и зубчатую рейку графитовой смазкой, ухода практически не требует. Провернуть редуктор с ротором мотора, толкая створку ворот, труднее, чем просто снести ее. Но точно так же невозможно будет открыть ворота при пропадании электропитания. В гаражных комплексах в таком случае дежурный крутит редуктор вручную ключом, но он же всегда внутри, а вы-то окажетесь снаружи. Поэтому в воротах с зубчатым приводом обязательно должна быть калитка с замком.
О ручках и замках
Вполне может быть, что вы и вовсе не станете тратиться на привод; толкать створку правильно построенных ворот не так уж тяжело. В таком случае, нужны ручки и замок. Обычные дверные ручки не пойдут: поставить их так, чтобы они не упирались в столбы (точнее, чтобы не ломались об них), невозможно. Нужны скрытые ручки, см. рис, со сквозной прорезью или глухие. Первыми легче и удобнее орудовать, но, чтобы никто не подглядывал на подворье, изнутри их придется занавесить листами резины или гибкого пластика.
Обычный замок с выдвижным ригелем-языком пойдет на распашную калитку, но на створку его придется ставить ригелем вниз и прикрыть от непогоды каким-то чехлом. Однако и это не выход: гнездо под ригель придется делать из приваренного к нащельнику (см. далее) куска уголка или швеллера, выступающего в проем ворот на ширину замка. Об эту железину, ясное дело, легко поцарапаться. Поэтому для створки ворот нужен замок с поворотным ригелем-крюком; гнездо под него вырезается прямо в нащельнике. Ну, а для совсем уж непритязательных хозяев вариант испытанный: навесной амбарный замок, обмотанный промасленной тряпкой.
Делаем ворота
С нижним рельсом
Монтаж сдвижных ворот на каретках в общем производится в такой последовательности:
- Планируем (лопата, уровень, трамбовка) площадку под ворота в горизонт дороги длиной на ширину проема плюс по 1 м под столбы, плюс полпроема под механизм. Ширина площадки – по 0,7 м в стороны от осевой Линии створки;
- Ставим, если их еще нет, воротные столбы;
- Формируем фундамент механизма;
- Пока фундамент набирает прочность, делаем раму в каркасом, но пока без нижнего рельса и обшивки;
- Прихватываем сваркой к закладным концевого столба, или прямо к нему, если столб металлический, нащельник – уголок 150х150 или такой же швеллер и временно крепим к нему улавливатели;
- Прихватываем к закладной фундамента подпятники опор, ставим верхнюю удерживающую каретку;
- Надеваем на каретки рельс и, передвигая его, регулируем опоры и нижний улавливатель;
- Привариваем рельс к раме, временно ставим створку на место;
- Регулируем удерживатель и верхний улавливатель;
- Устанавливаем на фундамент привод, на рельс – зубчатую рейку, обшиваем сворку профлистом, монтируем калитку, замки и ручки;
- Ставим створку на место, регулируем по горизонту – ворота готовы.
Поясним дополнительно самые существенные моменты.
Фундамент
Размеры и схема фундамента показаны на рис. Бетон – не ниже М400, подсыпка в смесь – 3:1. На подсыпку берут песок и гравий в равных долях. Выдержка для набора прочности после заливки – не менее 1 недели летом и не менее 3-х недель в прохладную погоду. При строительстве летом схватившийся фундамент нужно сверху увлажнять смоченной водой ветошью.
Рама
Рама створки сдвижных ворот представляет собой как бы две соединенные створки ворот распашных, поэтому верхнюю ветровую нагрузку она держит лучше. С другой стороны, нужно дать дополнительное подкрепление посредине рельса: он дорог, а его деформация выведет ворота из строя. Исходя из этого и рассчитывают расположение подкосов с ребрами жесткости. Две относительно мало материалоемкие конструкции для мест без частых сильных ветров показаны на рис. После сборки, разумеется, раму грунтуют и красят.
Нащельник
Крепить улавливатели прямо к металлическому столбу или к закладным кирпичного неправильно. Створка может сильно ударить по ним, и крепежные элементы будут при этом работать на изгиб или сдвиг. Со временем от этого сварочные швы треснут, а болты расшатаются. При монтаже на нащельник крепеж улавливателей будет работать преимущественно на сжатие, которое металл держит вечно. А трещину в креплении нащельника, вдруг она образуется, можно не торопясь подварить, не прекращая пользования воротами.
Нащельник приваривают к столбу (к его закладным) вертикально по отвесу. Расстояние от кромки столба берут исходя из размеров улавливателей, они не должны выступать в проем ворот. Поначалу нащельник прихватывают парами «тычков» сверху и снизу, а после регулировки по створке окончательно варят прихватами по 50 мм через 300-350 мм. Улавливатели поначалу также крепят временно, чтобы при окончательной сборке их можно было переставить.
Опоры
Опоры, вообще говоря, должны быть расположены подальше друг от друга, чтобы как можно больше разгрузить консоль. Длинное плечо рычага при закрытых воротах большое, и выгаданный лишний сантиметр означает лишний год службы ворот. Удлинить консоль нельзя: стандартные размеры рельса кратны 6 м. Исходя из этого, опоры ставят в такой последовательности:
- Сначала просто ставим их на закладную фундамента и выравниваем по ее оси; расстояние от столба – 100 мм.
- Качаем каретки и смотрим, чтобы ролики не выходили за пределы закладной.
- Прихватываем опоры сварочными «тычками».
- Надеваем на каретки рельс, двигая его туда-обратно до предела, смотрим, чтобы ролики не выталкивали заглушки рельса. Без заглушек он скоро поржавеет внутри, и ворота начнут клинить.
- Если нужно опоры передвинуть, «тычки» срезают болгаркой.
Обшивка, привод и сборка
Профлистом раму створки обшивают, как и забор: по саморезу в каждом углу, а по линиям между углами, горизонтальным, вертикальным и наклонным – с шагом 400-500 мм, но так, чтобы на каждую сторону рамы приходилось не менее 3-х точек крепления. К примеру, на верхнюю и нижнюю перекладины калитки пойдет по 3 самореза. Для крепления профлиста к элементам жесткости на каждый из них накладывают деревянную рейку 40х20 мм, закрепив ее 2 саморезами по концам. Настил в таких местах крепят саморезами длиной 50 мм, чтобы лист держался на металле, а не на дереве.
Рельс изнутри, зубчатку и рейку привода перед установкой смазывают графитовой смазкой. Любая органическая в таких местах скоро наберется пыли, присохнет и превратится из смазки в абразив. Графитовая смазка невероятно пачкается, поэтому лучше брать привод не с боковой, а с нижней зубчатой рейкой.
Примечание: привод управляется с пульта-замка по радио. Если есть возможность, приобретите к автоматике ворот выносную антенну и источник бесперебойного питания (UPS), автоматика в такой комплектации позволяет разблокировать привод дистанционно снаружи. Но калитка на всякий случай все равно нужна.
Далее, задвинув сворку немного более чем наполовину (в положение равновесия), регулируем верхний держатель, чтобы створка стояла строго вертикально и не хлябалась в стороны. После этого створку выдвигаем почти до конца и регуляторами подпятников выставляем горизонт и дорожный просвет. Последний этап перед полной готовностью ворот – по створке окончательно регулируем верхний и нижний улавливатели: срезаем «тычки» болгаркой и варим прихватами точно по месту.
Примечание: обратите внимание на рис. с устройством ворот. В днище нижнего улавливателя видна прорезь, с нее немного проваливается концевой ролик рельса и не дает самопроизвольно откатываться разблокированной створке. Нижний улавливатель нужно выставить так, чтобы толчок для ручного откатывания створки требовался не слишком сильный. От этого будет легче не только вам, но и концевому ролику, а он – одна из наиболее подверженных износу деталей механизма.
С бегунками
Для ворот на роликовых бегунках, как уже сказано, не нужна покупная фурнитура и фундамент под привод, но нужен прочный забор. Все его столбы до каждого от ворот угла должны быть усиленными, как и воротные. Сделать такие ворота по плечу только достаточно опытному и умелому мастеру, поэтому мы просто приводим их чертежи, см. рис. Бегунки изготавливаются из шарикоподшипников (лучше самоустанавливающихся), а их оболочки – из прочного, упругого, вязкого износостойкого пластика. В порядке предпочтения: фторопласт, капролактам, текстолит, упругий (малосернистый) эбонит.