Один из наиболее важных факторов, которые нужно учитывать покупая драгоценный камень или готовое ювелирное изделие с ним, это огранка. Процесс, при котором грубый, малопривлекательный минерал превращается в драгоценный камень. Огранщик заставляет камень приобретать определенную форму, раскрывать свой блеск и цвет, позволяя ему сиять в ювелирных украшениях. Такой эффект достигается только посредством качественной и точной работы ювелира.
Почему огранка так важна?
Только при правильной огранке максимально раскрывается красота камня, и наоборот, небрежная работа огранщика может испортить камень, сделать его “мертвым”, он не будет отражать свет.
Как правило, существует два типа огранки - коммерческая и точная. Основная задача в первом случае заключается в том, чтобы сохранить как можно больше вес камня, а второй тип следует за точными пропорциями, идеальными углами и т.д. Когда драгоценный камень огранен до правильных пропорций, он способен лучше обрабатывать свет, создавая более интенсивный цвет и яркость, и выглядет более привлекательно. По существу, драгоценный камень действует как зеркало для света.
Цель огранки драгоценных камней заключается в том, чтобы отразить как можно больше света. Если кристалл не был правильно огранен, результатом будет “безжизненный” камень, поскольку свет будет вытекать из павильона (нижней части камня) вместо того, чтобы отражать его обратно через корону (верх камня).
Значения огранки можно отследить на примере бриллиантов - свою красоту и популярность алмаз приобрел только в 17 веке, когда научились огранять минерал.
Сегодня существуют стандарты огранки для бриллиантов, собственно, цена камня зависит от точности работы мастера, т.е. класса огранки.
Существует градация класса огранки:
- Превосходная огранка (Excellent)
- Очень хорошая (Very Good)
- Хорошая (Good)
- Удовлетворительная (Fair)
- Плохая (Poor)
Каждый класс указывает на качество, соблюдение пропорций и симметрии. При этом разница в цене между камнем с превосходной огранкой и камнем, например, с удовлетворительной, может отличаться в 1,5 раза и больше. Или камень имеющий больший вес, но в силу неудачной огранки может стоить дешевле и выглядеть как обычное стекло, а кристалл меньший по весу, но ограненный с хорошим соблюдением пропорций всегда будет высоко цениться. Кроме этого, неудачная огранка может привести к потере камня - его расколе, или создать на нем брак, камень может стать хрупким.
Для алмазов существует мировой эталон огранки, при котором бриллиант максимально раскрывает свое уникальное свойство - отражать свет. Метод созданный математиком с русскими корнями, Марселем Толковским - это круглые бриллианты с 57 гранями, позже такой вид огранки стали называть “Русская огранка” или “бриллианты Толковского”. В отличие от бриллиантов, цветные драгоценные камни обладают переменными оптическими свойствами и не имеют единого идеала огранки.
Виды огранки ювелирных камней
Кабошон
Кабошон - название происходит от старого французского слова «caboche», что значит - голова. Огранка кабошон - это полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклой или округлой куполообразной вершиной.
Традиционный кабошон - овальный, но такая огранка также может быть использована в другой форме, включая треугольники и прямоугольники. Кабошон один из самых древних форм обработки камня, тогда минерал полировали, так как не было технической возможности сделать точную огранку.
Большое количество ювелирных украшений, находящихся в собственности королевской семьи Великобритании, имеют вставки с камнями-кабошонами.
Круг
Круглую огранку часто называют бриллиантовой, так как она была специально разработана для алмазов, но сегодня многие драгоценные камни ограняются в этой форме.
Круг максимально раскрывает естественную красоту камня, он оптически наиболее эффективен.
Круглый минерал может похвастаться максимальной светоотдачей, что для конечного потребителя означает большую привлекательность готового ювелирного изделия.
Овал
Овал - от латинского слово «vum», означающее «яйцо». Стандартное число граней драгоценного камня с в такой огранке составляет 69. Для правильного овала отношение длины к ширине должно составлять примерно 2:1, хотя эта пропорция немного меняется в зависимости от оптических свойств различных типов драгоценных камней.
Качественная огранка овал позволяет камню быть, практически, таким же ярким, как и при идеальной круглой форме.
Капля или бриолет
Бриолет - популярная форма драгоценного камня, особенно выигрышно смотриться в серьгах или подвесках. Капля ограняется по всей площади, это означает, что камень покрывается многочисленными маленькими площадками. Благодаря этому бриолеты имеют свой особенный шарм и способны отражать свет в любом направлении.
У этой формы нет плоской вершины. В связи с этим, бриолет является одним из самых сложных для исполнения видом огранки драгоценных камней. Считается, что эта форма произошла из Индии примерно 800 лет назад и была привезена во Францию, где сразу стала любимой среди дворян до конца 17 века.
Маркиз
Камни с огранкой маркиз характеризуются удлиненной овальной формой с заостренными концами. Существует красивая легенда, что такая форма огранки возникла в 18 веке, когда король Франции Людовик поручил придворным ювелирам создать бриллиант, отражающий улыбку его дамы сердца.
Название камня происходит от ассоциации с королевской властью. Форму маркиз также, называют наветтской огранкой, дело в том, что от французского navette - означает маленький корабль. И действительно, есть некоторое сходство с формой судна. Драгоценный камень в огранке маркиз - идеальная форма для женского пальчиков, так как заостренные концы визуально делают их более изящными и стройными.
Грушевидная форма
Грушевидный драгоценный камень доступен в самых разных вариациях, хотя идеальная форма достигается благодаря соблюдением пропорций, когда длина в полтора раза больше ширины.
Огранка груша особенно хорошо подходит для цветных драгоценных камней, так как она максимально раскрывает естественный цвет кристалла.
Только высококлассные мастера могут разглядеть в мутном осколке минерала блистающий всеми гранями драгоценный или полудрагоценный камень. Всего существует 3 вида огранки (фацетная, круг и кабошон), которые насчитывают более 250 разновидностей. Выбор обработки зависит от множества факторов, например, вида и размера минерала, его твёрдости, чистоты, оптических свойств и, конечно же, мастерства огранщика.
Предлагаем вам погрузиться в мир сверкающих самоцветов и познакомиться с самыми распространёнными огранками ювелирных камней.
Кабошон
Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Название произошло от французского «caboshe» — шляпка гвоздя. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.
Круг
Пожалуй, самая распространённая огранка ювелирных камней. Круглые вставки симметричны, хорошо поддаются полировке и отлично пропускают свет. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная — «бриллиантовая» с 57 гранями. Именно она считается эталонной.
Овал
Вставка имеет форму овала с гранями в виде клиньев. Эта огранка считается разновидностью круглой, используется, как правило, для крупных камней. В отличие от круглой, которая была известна уже в конце XVII века, овальная огранка появилась сравнительно недавно, лишь в 1960-е годы.
Груша
Вопреки своему названию, эта огранка больше напоминает не грушу, а каплю с верхней гладкой площадкой, которая обеспечивает игру света, и боковыми гранями-клиньями. В форме груши обрабатываются как крупные, так и небольшие камни. Разновидностями классической грушевидной формы являются капля и бриолет.
Маркиз
При правильной огранке маркиз напоминает лодочку или зерно с заострёнными уголками. Обычно ширина камня примерно в два раза меньше его длины, что позволяет ювелирам закреплять маркизы не только в кольца, но и в серьги, подвески и браслеты. Разновидность этой огранки — форма челночок, которая имеет меньшее количество граней и более узкую верхнюю площадку.
Багет
Разновидность ступенчатой огранки, которая имеет прямоугольный контур. Багет — своего рода зеркало качества, отражающее как достоинства, так и недостатки камня. Так, во вставках этой формы даже невооружённым глазом заметны внутренние дефекты или плохая огранка. Поэтому при покупке украшений с багетами обращайте внимание на качество камня.
Квадрат
Квадрат — та же ступенчатая огранка, которая имеет равную длину и ширину. Камни этой формы могут быть как центральными, так и обрамляющими, складываться в линию (например, на браслете) или узор.
Октагон
Восьмигранная ступенчатая огранка. Самая известная разновидность октагона получила название изумрудной. Эта огранка предохраняет от повреждений и сколов даже самые хрупкие минералы, а также выигрышно представляет цвет камня и его чистоту.
Триллион
Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика. Триллион впервые был изобретён в Амстердаме, но в настоящее время это одна из самых популярных в мире огранок для драгоценных и полудрагоценных камней.
Сердце
Считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Приобретая украшения с камнями в виде сердца, обратите внимание на ровность контура вставки — красота сердца всецело зависит от мастерства огранщика.
Кушон
Иногда эту огранку ещё называют античной или антик. Как правило, кушон используется тогда, когда необходимо максимально сохранить первоначальный вес минерала. Так, большинству бриллиантов эпохи Барокко придавалась именно такая форма.
Пятигранник
Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.
Шестигранник
Грани отражаются друг в друге, благодаря чему камень напоминает одну из причудливых фигур калейдоскопа. Как правило, шестигранную форму придают крупным вставкам, которые становятся центральным элементом украшений.
Восьмигранник
Одна из фантазийных огранок. Восьмигранные камни повторяют форму геометрической фигуры и выглядят особенно впечатляюще. Огранка позволяет раскрыть цвет камня, поэтому такая форма обычно придаётся крупным вставкам или полихромным минералам, например, аметринам.
Также существует множество фантазийных огранок, благодаря которым ювелиры могут создавать шедевры, остающиеся в веках.
Ювелирная огранка камней, является настоящим искусством. Это мастерство оттачивалось в течение многих столетий для того, чтобы самоцветы проявили себя максимально эффектно. Именно от огранки зависит, как заиграет камень в готовом украшении. Из этой статьи вы узнаете о существующих техниках огранки камней, их специфике и особенностях создания красивейших в мире кристаллов.
Технологический процесс
Первый этап предполагает обточку минерала. От этой работы зависят качество и размер будущего изделия. В прошлом она выполнялась вручную, а сегодня обточка – технологически управляемый процесс, для которого используют специальные машины. Это экономит время, поскольку таким способом одновременно обтачивается сразу несколько камней. Все этапы контролирует оператор и наблюдает за процессом через монитор.
Второй этап – огранка. Процесс огранки драгоценных камней и синтетических материалов подразумевает шлифовку и полировку. При шлифовке устраняются неровности и другие дефекты, а также создается форма будущего изделия. После полировки камень приобретает зеркальный блеск и радужное сияние.
Шкала качества
Виды огранки определяются не только формой, но уровнем качества выполнения. Российская шкала выделяет четыре уровня, которые условно обозначаются буквами А, Б, В и Г. Камень огранки А и Б может иметь внутри дефекты природного происхождения, а также их следы. Поверхность такого минерала должна быть глянцевой, однородной, чистой, а также иметь зеркальный блеск. Если на поверхности присутствуют шероховатости, структура камня неоднородная и мутная, ему присваивают одну из двух последних категорий.
Огранка фасетом и ее разновидности
Эта техника предполагает наличие граней на поверхности камня. Популярные виды огранки фацетом:
- принцесса,
- октагон,
- овал,
- маркиз,
- багет и другие
Огранку драгоценных камней классифицируют на бриллиантовую круглую и фантазийную.
Фантазийные формы огранки разделяют на клиновидные (овал, маркиз, груша, принцесса, фландерс) и ступенчатые (октагон, ашер и багет).
Обилие разновидностей и техник позволяет сделать камень наиболее привлекательным, используя его природные свойства и особенности структуры.
Видов огранки камней существует великое множество. Огранщики фантазируют и стремятся к созданию необычных вариаций привычных форм. На ювелирном рынке регулярно появляются новые техники и рисунки. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Круглая
Круглая огранка – это классика ювелирного искусства. Впервые ее применили в начале прошлого века. Тогда же появились инструменты для ее создания. Такую огранку часто используют при обработке алмазов. Для раскрытия красоты бриллианта его ограняют 57, 33 или 17 гранями. Их количество прямо пропорционально размерам исходного материала. Для самых мелких алмазов используется «восьмерка» (8 граней на поверхности и в боковых частях камня).
Овальная
Форма огранки «овал» или радиант широко используется ювелирами со второй половины прошлого столетия. Камень, выполненный в этой технике, имеет вытянутую форму, 56 и 70 граней. Чаще всего овал применяют для инкрустации колец.
Изделие с овальным гранением выглядит эстетично на женской руке и делает пальцы визуально длиннее и изящнее. Мужской вариант огранки в технике радиант тоже пользуется популярностью на рынке. В этом случае используют камни темных оттенков. В этой форме для мужчин и женщин прекрасно смотрится топаз.
Маркиз
Техника используется со времен средневековой Франции и названа в честь маркизы де Помпадур. Форма представляет собой удлиненный и заостренный на концах овал.
После огранки Маркиз, самоцвет напоминает лепесток цветка, поэтому часто выступает в качестве элемента рисунка в ювелирных изделиях.
«Маркиз» предполагает 55 граней. Камни, обработанные таким способом, ярко блестят и переливаются радужными красками. Их используют для создания серег, колец, кулонов и целых комплектов, выдержанных в едином стиле.
Грушевидная
«Груша» схожа на огранку «маркиз». Она имеет от 55 до 56 граней. В верхней части камешек заострен. В таком виде он напоминает стекающую каплю. Форма идеально подходит в качестве основы для кулонов и сережек. Изделие с грушевидным самоцветом визуально удлиняет шею, делая ее более изящной и женственной.
Принцесса
Огранка для истинных леди и современных принцесс. Кристаллы, обработанные в этом стиле, имеют прямоугольную форму. В ней используют 49, 65, реже 68 граней. Прямые углы минерала во избежание деформаций надежно укрепляются специальной оправой. Форма появилась относительно недавно. Огранку «Принцесса» применяют с конца 70-х годов прошлого столетия. Она часто встречается в оформлении обручальных и помолвочных колец.
Изумруд (октагон)
Поверхности самоцвета придают форму восьмиугольника. Этот стиль напоминает огранку «Принцесса», поскольку в этом случае камень также принимает прямоугольные очертания. Для такой огранки подходят массивные камни. Речь идет не только об изумруде. В такой форме прекрасно смотрятся гранат, непрозрачные камни, а также драгоценный топаз. Этой техникой невозможно добиться максимального переливчатого блеска и радужных бликов. Но, обработанный огранкой октагон камешек отличается глубиной и завораживает своей загадочностью.
Сердце
Огранка «Сердце» внешне и по технологии обработки походит на вышеупомянутую грушу. Однако, процесс изготовления сердца отличается сложностью и трудоемкостью. В связи с этим, украшения, в которых присутствует «сердечный» самоцвет, стоят дороже. Кроме того, форма требует соблюдения идеальных пропорций, при которых все стороны находятся в равном соотношении.
Багет
Имеет форму прямоугольника со ступенчатой обработкой. Багет – показатель качества камня, где максимально проявляются недостатки и достоинства самоцвета. Если минерал плохо обработан или его качество низкое, в багетной огранке вы заметите дефекты без помощи ювелира. Выбирая украшения с камнями такой огранки, внимательно и скрупулезно рассматривайте изделие.
Квадрат
Квадратный камешек имеет одинаковую ширину и длину. Здесь применяется ступенчатая обработка. Самоцветы квадратной формы отлично смотрятся, как в серьгах, кольцах и кулонах, так и в браслетах. Они образуют ровный гармоничный ряд и четкий узор. Форму квадрата охотно принимает топаз, рубин, изумруд и гранат.
Триллион
Эту технику изобрели в Амстердаме. Сегодня она является лучшим вариантом для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Эта необычная эффектная форма представляет собой треугольник с клинышками. Плюс такой обработки в том, что вне зависимости от качества, разновидности минерала и дизайна, число граней и внешний вид остаются прежними. Форма «триллион» идеальна для таких самоцветов, как топаз, агат, аметист, цитрин и других.
Фландерс
Этот стиль представляет собой вариацию «принцессы» с количеством граней 61. Свое название он получил благодаря одноименному региону в Бельгии, где появился впервые. Техника широко используется для огранки драгоценных камней, а также полудрагоценных самоцветов.
Ашер
Огранка ювелирных камней «ашер» напоминает изумрудную. Она пользовалась большой популярностью в 30-е годы прошлого века. В настоящее время этот стиль является классикой ювелирного мастерства, поэтому не утратил своей актуальности. В зависимости от габаритов исходного сырья, ашер оформляется в 72, 49 или 25 граней.
Кабошон
Классическая давняя техника обработки, которая впервые появилась в средневековой Франции. В переводе с французского языка термин означает «шляпка гвоздя». Используется для прозрачных или полупрозрачных самоцветов, а также камешков под «кошачий глаз». Гранение кабошоном смотрится эстетично только при условии, что камень безупречно отполирован.
Бриолет
Форма используется для драгоценных самоцветов, в частности, бриллиантов. Один такой экземпляр несколько лет назад поставил рекорд веса и стоимости. Это гигантский бриллиант весом более 75 каратов, который был продан на аукционе Кристис. Камень имеет форму слезы. Его структура абсолютно прозрачная и чистая. Стоимость лота оценивалась в пределах от 8 до 12 миллионов американских долларов.
Шахматная доска
Камень, ограненный таким способом, имеет поверхность с одинаковыми квадратными поверхностями. Все они располагаются симметрично и напоминают шахматную доску. Огранка популярна для многих типов камней, включая драгоценные, полудрагоценные и синтетические.
Nirav Modi
Фантазийные обработки Nirav Modi (Нирав Моди) – это бренд, который запатентовала одноименная индийская компания. Благодаря ей на ювелирном рынке появились четыре новые техники: бесконечная огранка Endless, жасмин, Mughal и Ainra. В изделиях с камнями Nirav Modi были замечены такие знаменитости, как Кейт Уинслет, Наоми Уоттс, Коко Роша. Технологии производства и обработки держатся в секрете.
Фантазийная форма «жасмин» является креативной вариацией обработки бриллианта в технике «роза». Стиль отличает вдвое большее количество граней. Его применяют для раскрытия возможностей камня через игру света. Готовый кристалл горит на солнце и переливается, создавая эффект живого огня внутри.
Особенность стиля Endless заключается в использовании невидимой закрепки Enigma, которая создает визуально нескончаемый тоннель из бриллиантов в узоре. Именно поэтому технике дали название «бесконечная огранка». Бриллианты располагаются так, словно не имеют закрепки. Это создает видимость того, будто украшение целиком состоит из монолитного бриллианта.
До изобретения техники Mughal, для создания композиции в виде полумесяца ювелиры собирали ее из нескольких камней различной каратности. Данная технология образовывает форму полукруга из одного камешка. При создании украшений полукруглые элементы композиции размещают вокруг основного, формируя бриллиантовый цветок.
Техника Ainra считается самой необычной из всех четырех. Компания разработала ее для создания изделий, где использование металла в качестве крепежной основы практически не требуется. Камни обрабатываются таким способом, чтобы создавать звенья непосредственно из них. Затем крепежные элементы соединяют и преобразуют в готовую цепочку. Изделия получаются воздушными, легкими, а каждый миллиметр украшения горит на солнце.
Ашока
Еще один запатентованный товар с мировым именем. Его владелец — британская ювелирная компания Boodes. Ашока применяется для бриллиантов. Ограненные таким способом алмазы считаются эксклюзивными и статусными украшениями. Камень выглядит, как прямоугольник, углы которого закруглены. Такая огранка подходит не для всех алмазов. В работу берут только прозрачные минералы с однородной структурой.
Другие огранки
Выбор огранки зависит от типа камня, его разновидности, структуры, цвета и дизайна украшения. Форма «октагон» чаще используется, если структура самоцвета хрупкая. Октагон является наиболее безопасным вариантом для таких драгоценностей.
Камешки формы «пятигранник» инкрустируют в массивные аксессуары, стиль которых отвечает последним веяниям моды.
«Шестигранник» универсален, поскольку приближен к классике. Часто камешек с шестью гранями ставят в основу композиции изделия. Эффектно в этой форме смотрится топаз.
У кабошона граней нет и такая огранка подходит для всех непрозрачных минералов.
Типы огранки и знаки Зодиака
Астрологи считают, что выбор талисмана зависит не только от типа камня, но и от его формы.
Для представителей земной стихии кроме Дев подходят овальные минералы, обработанные в технике «кабошон».
Стихия воздуха предполагает классическую бриллиантовую огранку и кабошон любой формы.
Драгоценности люди любили всегда, а вот обрабатывать самые твердые из них научились только в недалеком прошлом. В этой статье мы рассмотрим все основные методы огранки, применявшиеся с времен далекого прошлого, до наших дней.
Вы будете смеяться, но даже самые громадные и царей древности не идут ни в какое сравнение с любым образчиком из современного ювелирного магазина. Дело в том, что драгоценные камни в древности либо носили чаще всего в необработанном виде, или слегка подшлифовывали и полировали их природные грани. Разумеется, о блеске и сиянии таких драгоценностей говорить не приходилось.
Огранка камня типа «Кабошон»
Огранка кабошон и бусина
Драгоценные камни (особенно твердые, такие как рубины, изумруды и алмазы) сохраняли очертания, близкие к формам найденных природных кристаллов. Начиная со времен Древнего Рима и до расцвета Средневековья, единственной формой полноценной огранки драгоценных камней был и оставался кабошон («кабош» — шляпка гвоздя), то есть уплощенная полусфера без граней. Впрочем, огранке кабошон подходили только мягкие камни – полудрагоценные или даже поделочные. В наше время кабошон – типичный выбор для недорогих брошей.
Выбор ювелиров древности был не велик — бусины или кабошоны.
Распространена (с теми же ограничениями) была и «полная версия» кабошона – бусина (да, это тоже вид огранки). Бусы и браслеты из небольших обработанных камешков удобнее и практичнее в быту, к тому же в отверстие бусины можно добавить краски и усилить природный цвет и насыщенность. Излюбленный прием гранильщиков – что во времена древности, что в наши с вами.
Фасетная огранка — бриллиантовая и ступенчатая
Настоящая революция в деле огранки драгоценных камней произошла в XVII в. с появлением инструментов и технологий, позволяющих применять т.н. фасетную шлифовку и огранку, при которой на камень наносят множество мелких плоских граней. С одной стороны, это позволяет подчеркнуть цвет, усилить блеск камня, а с другой – скрыть мелкие дефекты. Конечно камень после шлифовки изрядно теряет в весе (иногда до 50%), однако взамен он приобретает необычную игру света на гранях и изрядно вырастает в цене.
Части ограненного камня на примере бриллианта
Фасетная огранка применяется в основном для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум формам - бриллиантовой и ступенчатой . Наряду с собственно огранкой применяется и гладкая шлифовка, которая может быть, как плоской, так и округлой или сводчатой (выпуклой). При использовании смешанной шлифовки (огранке) совмещены сразу оба приема: верхняя часть гладкая, нижняя - фасетированная или наоборот.
Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой . Само название «бриллиант » справедливо только ограненного таким образом алмаза, в названиях всех других камней и самоцветов, обработанных методом бриллиантовой огранки, должно указываться их минералогическое обозначение (например, бриллиант).
Огранка «восьмеркой» имеет, кроме площадки, по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».
Огранка «роза» -фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают до 7 ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и т.п.). Используется «роза» редко, так как дает мало преломлений света и соответственно слабое сияние.
Огранка типа «роза»
Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») - простой вид фасетной огранки, используемый для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.
Огранка клиньями (клиньевая)-разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.
Изумрудная огранка -ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда.
Таблитчатая огранка - простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, в особенности перстней-печаток.
Кабошон - основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, нижней-плоская или слабовыпуклая. У темных камней в нижней части вытачивают полость, чтобы высветлить цветовой тон. Так полируют все звездчатые камни, опалы, камни с переливчатостью (эффектом «кошачьего глаза»), лунный камень, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.
На Востоке используется также огранка могольского типа - две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), а между ними один или два ряда фасет.
Формы огранки камней
При одном и том же типе шлифовки камням могут быть приданы весьма разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), груша или капля грушевидная, челночок или маркиз (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (грушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая бочковидная).
Примеры фантазийной огранки драгоценных камней
Известны также много фантазийных форм (сердце, герб и т.п.).
Методы огранки совершенствуются по сей день, и, хотя классические формы всегда остаются в цене, время от времени появляются новые, подчеркивающие те или иные достоинства камней. К примеру сравнительно недавние виды огранки для кварца и топаза - «Снежинка», «Рассвет», «Яркая звезда», а также «Пульсар», придающих бархатистое или даже пульсирующее сияние камням.
Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.
Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.
В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.
Виды и формы огранки
Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.
Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.
Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.
Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.
Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.
В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:
- Клиньевая огранка
– имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
- Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.
При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.
Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.
Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:
- Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
- Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
- Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
- Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
- Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
- Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
- Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
- Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
- Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
- Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
- Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
- Смешанный тип огранки
сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
- Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
- Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.
Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.
Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.
Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.