«Создание большой серии подлодок «Ясень» неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной » — категоричный и, прямо скажем, мало приятный для создателей таких подводных лодок вывод содержится в докладе, который подготовлен Экспертным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и распространен на всероссийском форуме «Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность».
Форум проходит в Москве, а головная упомянутой в докладе серии «Ясень» завершила сложную программу испытаний (провела в море более 220 суток — это 3-4 полноценных боевых службы), сейчас предъявлена государственной комиссии и ждет решения своей судьбы. Ранее называвшиеся сроки передачи корабля в состав ВМФ прошли, очередной срок — конец нынешнего года.
Многоцелевая АПЛ «Северодвинск» проекта 855 «Ясень» на переходе в район испытаний .
Сложная архитектура этого корабля, заданная проектантом, наложилась на безвременье 90-х и оказалась невероятно трудной для воплощения, когда почти прекратилось финансирование ВПК и распалась производственная кооперация. Достроечные работы на этом заказе активизировались только в начале нового века, и в июне 2010 года «Ясень» запоздалый был-таки спущен на воду. За год до этого, в канун очередного дня ВМФ, на стапеле «Севмаша» заложили второй корпус. И сразу дали имя собственное будущему кораблю – «Казань». Тогда же вполне официально озвучивались планы строительства большой серии субмарин такого типа — десять и более.
Однако и в канун закладки второго «Ясеня», и после раздавались голоса, что корабли этой серии не только очень сложны в постройке, но и чрезмерно дороги. Точную стоимость официальные лица из ОСК и Минобороны не разглашали, но давали понять, что сумма затрат на одну многоцелевую лодку превышает затраты на создание стратегического ракетоносца.
Неожиданное развитие эта тема получила, как уже сказано, на открывшемся 28 ноября в Москве всероссийском форуме «Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность». Так совпало, что буквально накануне вечером президент России Владимир Путин повел в Сочи специальное совещания по вопросам развития ядерных подводных сил. Оттуда — подробности минимальные. А вот из доклада, который подготовлен Экспертным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и был распространен на форуме в Москве, следует, что в ближайшие полтора десятилетия ВМФ России должен получить не менее 16-18 многоцелевых атомных подводных лодок.
Но! «Реализовать эту цель за счет АПЛ проекта 885 «Ясень» вряд ли целесообразно », — утверждают авторы доклада и предлагают ограничить строительство таких кораблей четырьмя, максимум — шестью корпусами. А с рубежа 2015-2016 годов, по их мнению, следует строить многоцелевые АПЛ по новому проекту — унифицированному с «Ясенем» по основным системам, но с упрощенным составом вооружения.
«Строительство крупной серии «Ясеней» в ближайшие десятилетия неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной », — говорится в докладе. Свою позицию эксперты обосновали тем, что ВМФ России располагает ныне 27 многоцелевыми , 971, 945, 672РТМ, и в течение 10-12 лет большая часть этих кораблей выйдет из боевого состава по причине износа основных систем.
Чтобы не допустить резкого сокращения числа боеготовых АПЛ (а их уже сейчас недостаточно для решения насущных задач на удаленных друг от друга Северо-Атлантическом и Тихоокеанском театрах военных действий, утверждают эксперты), флот должен получить в течение ближайших пятнадцати лет не менее 16-18 многоцелевых .
4,5 триллиона рублей — такую сумму в рамках действующей Государственной программы вооружений (ГПВ-2020) планируется израсходовать на Военно-морской флот.
Пять-шесть недостающих единиц может быть восполнено за счет ремонта, модернизации и, соответственно, продления срока службы ныне действующих субмарин, сохранивших для этого ресурсный потенциал. У северодвинской судоремонтной верфи «Звездочка» опыт подобных работ большой, и с поставленной задачей там, безусловно, справятся.
Но строительство новых кораблей при любом раскладе надо активизировать . И — оптимизировать с экономической и военно-стратегической точек зрения. В США что-то подобное уже сделали, заменив дорогостоящий проект АПЛ «Сивулф» на проект , отмечают авторы экспертного доклада.
Наша справка
Атомная подлодка «Северодвинск» проекта 855 «Ясень» несет мощный комплекс вооружения, включая:
— противокорабельный оперативно-тактический комплекс П-800 «Оникс» с ракетой 3М-55;
— крылатые ракеты для поражения наземных целей;
— противокорабельные крылатые ракеты Х-35;
— стратегические крылатые ракеты Х-101.
Тем самым он совмещает качества быстроходной и малошумной торпедной АПЛ типа «Гепард» с возможностями ракетного крейсера, каким был, к примеру, погибший «Курск». По оценкам западных и российских экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ «Северодвинск» соизмерим с уровнем американской ПЛА SeeWolf. В то же время проект 885 обладает более высоким уровнем универсальности, чем американский аналог.
Еще одна отличительная особенность подлодок серии «Ясень» в том, что торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста . Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Кроме того, корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен усовершенствованной ядерно-энергетической установкой.
Водоизмещение подлодки типа «Ясень» — 9,5 тысяч тонн, длина –120 м, предельная глубина погружения -600 метров. Полная скорость подводного хода — 31 узел (около 57 км/час), экипаж — 85 человек.
Российский подводный флот переживает ренессанс. Впервые в современной российской истории на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия строятся сразу четыре современные атомные подводные лодки. 19 марта - в День моряка-подводника будет заложена 5-я. Самая современная субмарина проекта 885 типа «Ясень» с индексом «М» и именем «Архангельск».
Корабли 855 проекта последнее слово в российском подводном кораблестроении. Самые тихие и самые мощные по составу вооружения. Их часто сравнивают по боевым возможностям с американскими подводными «одноклассниками» типа SeaWolf, от строительства которых США отказались по финансовым причинам и Virginia. Эксперты британской The Sunday Times в свое время оценивали возможности подводных лодок 885-го проекта: «Новый российский подводный флот будет иметь восемь подлодок серии «Ясень», каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности «Гранат» с боеголовкой в 200 килотонн. Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений. Россия вырвалась вперед в подводных технологиях». «В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, - цитирует издание слова источника из разведслужб. - Мы не знаем и половины того, что находится на борту этой субмарины». Хорошо, что таких кораблей, пока, не много», - констатирует эксперт.
Ниже травы, тише воды
В составе ВМФ России всего одна лодка проекта «Ясень» - «Северодвинск». Еще три: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности. А всего до 2020 года планируется заложить 7 подлодок данного проекта. Все они будут построены по обновленному проекту с литерой «М». «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением», - сообщил в интервью РИА заместитель гендиректора конструкторского бюро «Малахит» Николай Новоселов. Других деталей конструктор не раскрывает - 855 проект самый засекреченный проект нашего флота. Как говорят специалисты, лодки проекта 855 прямые наследницы крайне удачной серии наших субмарин 3-го поколения проекта 971-го типа «Акула». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей, предназначенных для рейдерских действий на морских коммуникациях. Практически бесшумные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против транспортов, боевых кораблей, так наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника.
Совсем недавно они отметились в 200-мильной зоне возле берегов США и Канады, чем вызвали нешуточный переполох у американских и канадских военных. И те и другие не смогли отследить перемещение русских субмарин. Опасения понятны. На борту «Акулы» имеются аналогичные американским «Томагавкам» крылатые ракеты Х-55 «Гранат» (28 штук), способные преодолевать по 3 тысячи километров и доставлять в нужное место 200-килотонные ядерные заряды.
«М» значит модернизированная
Впрочем, телеканалу ЗВЕЗДА удалось узнать кое-какие детали о нашей новейшей субмарине 855 проекта. Например, в отличие новейших стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения 955 проекта типа «Борей»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40% у АПЛ «Казань» все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшееся. Это абсолютно новое высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в советском и российском военном кораблестроении. По некоторым данным, для сравнения, один корабль 955 проекта обходится Минобороны в 23 млрд. - «Ясень» в сумму, превышающую 200 млрд. рублей.
Если провести параллели с американцами, то стоимость «Ясеня» вполне терпимая. Так, «Морской волк» обходиться бюджету США $ 4,4 млрд. (общая стоимость строительства 3 АПЛ оценивается не менее чем в $ 13,2 млрд.). Для сравнения - последние атомные авианосцы типа «Нимитц» вместе с авиагруппой обошелся американскому бюджету чуть более $ 5 млрд., а одна АПЛ предыдущего проекта типа «Лос-Анджелес» всего в $ 741 млн.
Золотая рыбка подплава
Проекта 885 - квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км в час). На лодке один реактор (на всех проектах по 2).
В центральной части корпуса размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Это аналог российско-индийского комплекса «БраМос». На базе этой машины сейчас создается гиперзвуковой ударный комплекс «Циркон». Корабль так же способен применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб». которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены 6-ть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.
По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими АПЛ противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Все это делает его более универсальной системой оружия, чем американский SeaWolf. Госпрограмма вооружений до 2020 года ставит развитие флота и его подводной составляющей в один ряд со стратегическими ядерными силами, как один из главных приоритетов государства. Из 22 трлн. на флот приходится почти 5 трлн. рублей. Суммы астрономические, но необходимые. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений 955 и 855 серий мы сделаем существенный шаг вперед. Подводники убеждены: несмотря на то, что Москва и Вашингтон декларируют партнерские взаимоотношения, в морских глубинах идет настоящая война. Война технологий, в которой наш подводный флот не только достойный противник, но и серьезный конкурент.
Российский подводный флот переживает ренессанс. Впервые в современной российской истории на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия строятся сразу четыре современные атомные подводные лодки. 19 марта - в День моряка-подводника будет заложена 5-я. Самая современная субмарина проекта 885 типа «Ясень» с индексом «М» и именем «Архангельск». Корабли 885 проекта последнее слово в российском подводном кораблестроении. Самые тихие и самые мощные по составу вооружения. Их часто сравнивают по боевым возможностям с американскими подводными «одноклассниками» типа SeaWolf, от строительства которых США отказались по финансовым причинам и Virginia. Эксперты британской The Sunday Times в свое время оценивали возможности подводных лодок 885 проекта: «Новый российский подводный флот будет иметь восемь подлодок серии «Ясень», каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности «Гранат» с боеголовкой в 200 килотонн.Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений. Россия вырвалась вперед в подводных технологиях». «В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, - цитирует издание слова источника из разведслужб. - Мы не знаем и половины того, что находится на борту этой субмарины». Хорошо, что таких кораблей, пока, не много», - констатирует эксперт. Фото: navy.mil Ниже травы, тише воды В составе ВМФ России всего одна лодка проекта «Ясень» - «Северодвинск». Еще три: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности. А всего до 2020 года планируется заложить 7 подлодок данного проекта. Все они будут построены по обновленному проекту с литерой «М». «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением», - сообщил в интервью РИА заместитель гендиректора конструкторского бюро «Малахит» Николай Новоселов. Других деталей конструктор не раскрывает - 885 проект самый засекреченный проект нашего флота. Как говорят специалисты, лодки проекта 885 прямые наследницы крайне удачной серии наших субмарин 3-го поколения проекта 971 типа «Акула». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей, предназначенных для рейдерских действий на морских коммуникациях. Практически бесшумные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против транспортов, боевых кораблей, так наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника. Фото: Минобороны России Совсем недавно они отметились в 200-мильной зоне возле берегов США и Канады, чем вызвали нешуточный переполох у американских и канадских военных. И те и другие не смогли отследить перемещение русских субмарин. Опасения понятны. На борту «Акулы» имеются аналогичные американским «Томагавкам» крылатые ракеты Х-55 «Гранат» (28 штук), способные преодолевать по 3 тысячи километров и доставлять в нужное место 200-килотонные ядерные заряды.«М» значит модернизированная Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте Впрочем, телеканалу ЗВЕЗДА удалось узнать кое-какие детали о нашей новейшей субмарине 885 проекта. Например, в отличие новейших стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения 955 проекта типа «Борей»: и «Александр Невский» у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40% у АПЛ «Казань» все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшееся. Это абсолютно новое высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в советском и российском военном кораблестроении. По некоторым данным, для сравнения, один корабль 955 проекта обходится Минобороны в 23 млрд. - «Ясень» в сумму, превышающую 200 млрд. рублей.Если провести параллели с американцами, то стоимость «Ясеня» вполне терпимая. Так, «Морской волк» обходиться бюджету США $ 4,4 млрд. (общая стоимость строительства 3 АПЛ оценивается не менее чем в $ 13,2 млрд.). Для сравнения - последние атомные авианосцы типа «Нимитц» вместе с авиагруппой обошелся американскому бюджету чуть более $ 5 млрд., а одна АПЛ предыдущего проекта типа «Лос-Анджелес» всего в $ 741 млн.Золотая рыбка подплава Фото: Минобороны России Проекта 885 - квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км/ч). На лодке один реактор (на всех проектах по 2). Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте В центральной части корпуса размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Это аналог . На базе этой машины сейчас создается гиперзвуковой ударный комплекс «Циркон». Корабль так же способен применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб». которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими АПЛ противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Все это делает его более универсальной системой оружия, чем американский SeaWolf. Госпрограмма вооружений до 2020 года ставит развитие флота и его подводной составляющей в один ряд со стратегическими ядерными силами, как один из главных приоритетов государства. Из 22 трлн. на флот приходится почти 5 трлн. рублей. Суммы астрономические, но необходимые. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений 955 и 885 серий мы сделаем существенный шаг вперед. Подводники убеждены: несмотря на то, что Москва и Вашингтон декларируют партнерские взаимоотношения, в морских глубинах идет настоящая война. Война технологий, в которой наш подводный флот не только достоянный противник, но и серьезный конкурент.
Как и другая военная техника, мировые подводные лодки исторически поделены по годам выпуска на поколения. От «Наутилуса» и «Ленинского Комсомола» до современных ракетоносных многоцелевых малошумных «Морских волков» и «Бореев» минуло не только шесть десятилетий, за это время сменилось вот уже четыре генерации субмарин-атомоходов. На вооружение Российского флота уже поступил «Северодвинск» (К-560) проекта 885 «Ясень», подводная лодка с ядерной силовой установкой четвертого поколения. Заложено еще три аналогичных корабля («Казань», «Новосибирск» и «Красноярск»), на очереди еще три. До конца десятилетия их, по всей видимости, будет не менее десяти. Со стапелей сошла новая атомная подводная лодка, фото, запечатлевшие это событие, опубликовали СМИ всего мира, иногда с доброжелательными комментариями, но чаще как иллюстрацию растущей военной активности России. Может быть, такое мнение обосновано, и наша страна, вооружаясь, проявляет агрессивные намерения? например, величин военных бюджетов и состава флотов.
Цели и задачи
Современное положение в мире, несмотря на отсутствие идеологического противостояния, обострилось до «горячего» уровня, сравнимого с предвоенным ожиданием периода Независимая политика, проводимая руководством России при защите геополитических интересов страны, вызывает раздражение «западных друзей». На примере некоторых государств, раздираемых внутренними конфликтами, обостряемыми полностью разрушенной экономикой, можно судить о намерениях и желаниях внешних сил пойти на любые меры, вплоть до прямого военного вмешательства, чтобы добиться своих целей. Предварительной фазой таких агрессивных действий выступает дипломатическое давление, сопровождаемое угрозами применения силы. Военный огромен, он уверенно приближается к астрономическому и беспрецедентному уровню в 700 млрд. долларов. Российская Федерация не может на оборону тратить столько денег, поэтому обходится меньшей суммой, реагируя на угрозы ассиметрично. Подводные лодки проекта «Ясень» - пример стратегического подхода, согласно которому без финансового перенапряжения достигается вполне приемлемый паритет. Хотя утверждать, что они обходятся дешево, тоже нельзя.
История четвертого поколения
Общий облик атомных субмарин четвертого поколения, в общем и целом, сформировался в конце семидесятых годов. В то время противостояние двух сверхдержав не маскировалось разговорами о благах демократии, а носило вполне откровенный характер непримиримого конфликта двух политико-экономических систем. Главным морским оружием США были авианосцы, олицетворявшие всю военную мощь Запада. Вторым «мечом», которым угрожали Советскому Союзу, считались АПЛ. В связи с этими двумя беспокойными обстоятельствами атомная подводная лодка последнего поколения при отражении возможной агрессии теоретически могла выполнять две основные задачи: борьбу с тяжелыми авианесущими кораблями, ходившими в сопровождении эскортов, и уничтожение вражеских субмарин. Можно добавить и еще одну важную функцию: нанесение гарантированного ответного удара. СССР взял на себя обязательство первым не применять. Планировалось создание еще одного типа подводного корабля, универсального, называемого также многоцелевым. Именно к таким и относятся подводные лодки проекта 885 «Ясень», воплотившиеся в металле уже после распада СССР, в XXI веке. Политическая система в стране изменилась. Вероятный противник остался прежним.
Унификация и универсализация
КБ «Малахит» в СССР с пятидесятых годов занимался разработкой новейших субмарин с атомной силовой установкой. Новая подводная лодка разрабатывалась именно здесь, в Ленинграде. Техника четвертого поколения отличается не только годом выпуска инженерной документации. Новаторских идей применено много, они носят и концептуальный характер, и касаются отдельных технических особенностей. Советский Военно-Морской Флот эксплуатировал многие проекты подводных лодок, что затрудняло их обслуживание, обучение экипажей, ремонт, да и само производство. Возникла вполне логически обоснованная идея максимально унифицировать конструкцию ПЛ таким образом, чтобы она могла выполнять ряд задач, ранее доступных только специализированным кораблям, или, по крайней мере, на базе единого образца получить возможность создания единиц различного назначения. Такая атомная подводная лодка и обходилась дешевле (народные деньги и в СССР старались экономить), и подготовка экипажей упрощалась.
Полтора корпуса - это как?
Обычная ПЛ, атомная или дизельная, построенная по классической компоновке, состоит из прочного корпуса, содержащего все необходимое для выполнения боевых задач, и легкой оболочки, прикрывающей балластные цистерны. Есть, конечно, и многокорпусные подводные крейсера («Акула», например), но они очень большие и дорогие, поэтому их использование узкоспециализировано, а задача состояла как раз в создании многоцелевого корабля. По оригинальной схеме построен проект «Ясень». имеет полтора корпуса. Что это значит? Разумеется, урезать прочный корпус нельзя, в нем находятся все вооружения, механизмы и машины, приборы управления, и много всего другого, включая экипаж. А вот с внешней оболочкой инженеры из КБ «Малахит» поступили смело. Им прикрыта только носовая часть корабля, не считая надстройки над ракетными шахтами. Передняя цистерна главного балласта расположена в межкорпусном пространстве, еще десять распределены следующим образом: 5 ЦГБ расположены в седьмом отсеке и 4 (плюс дополнительная, предназначенная для быстрого погружения) в пятом, ракетном. Емкости, заполняемые воздухом или водой, занимают кольцевое пространство, окаймляя оборудование и вооружения. Но особенностями компоновки корабелы не ограничились.
Реактор
В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.
Назначение отсеков
Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список:
1-й - ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля - антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» - самые «зрячие» корабли своего класса.
2-й - торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств.
3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.)
4-й - бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов.
5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны.
6-й - реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса.
7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ.
В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения.
9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.
Незаметность
Атомная подводная лодка «Ясень» проектировалась таким образом, чтобы обнаружение ее было проблематичным. Обычно присутствие субмарины в какой-либо зоне мирового океана «вычисляют» по нескольким признакам: шуму винтов и механизмов, радиологическому следу, тепловыделениям, а также визуально через прозрачные слои воды. Демаскирует корабль и магнитное поле, создаваемое металлом. Для того чтобы уменьшить заметность и опасность подрыва на мине с детонатором, реагирующим на изменения статических полей, суда в портах и на рейде подвергают процедуре размагничивания. Корпус АПЛ 885 проекта изготовлен из специального стального сплава, близкого по свойствам к парамагнетикам. Шумы минимизированы, на 15 децибел их уменьшили только за счет революционной схемы компоновки энергосистемы. Особое звукопоглощающее покрытие также сделало лодку «тихой». Применены и другие решения по снижению заметности. один, он изготовлен по особой технологии, обеспечивающей малошумность хода.
Вооружения
Теперь о главном, о том, какие виды оружия может в случае надобности применить «Ясень». Подводная лодка имеет на борту восемь пусковых установок шахтного типа для «Ониксов». Так как корабль отличается универсальностью, их можно заменить на 3М54 («Бирюза») или "Калибр" 3М14. Каждая ПУ может выпустить по 4 крылатые ракеты. Управляет комплексом вооружений система 3Р-14П. Ракеты могут поражать наземные и надводные цели, проходя по настильной траектории, что затрудняет их обнаружение и действия ПРО. В их конструкции реализован принцип «волчьей стаи», согласно которому между летящими снарядами в момент выхода на боевой курс устанавливается интерфейсная связь. Ракета, оказавшаяся выше других, берет на себя роль лидера, координируя действия всей группы. В случае ее поражения средствами ПРО противника руководящая функция автоматически передается другой единице. Бороться с таким залпом крылатых ракет практически невозможно. За это «Ясень» получил мрачноватое прозвище «Убийца авианосцев».
Торпедных аппаратов десять, все они находятся по бортам второго отсека сразу за центральным командным постом. Боезапас - 30 «Физиков-1» (калибр 533).
В случае надобности корабль может устанавливать мины, осуществлять гидроакустическое противодействие (для этого есть «Шлагбаумы» РЭПС-324) и выполнять другие мероприятия, усложняющие оперативную активность враждебных ВМС.
Общие характеристики
Не обо всем, что есть на корабле, можно получить информацию из открытых источников. Экспертам остается судить по внешнему виду о том, что представляет собой эта подводная лодка. Фото, публикуемые в СМИ, позволяют сделать вывод о размерах, они действительно немалые: длина составляет 140 метров. Водоизмещение в подводном положении - почти 14 тыс. тонн. Доступны также скоростные параметры, которым может похвастаться эта подводная лодка. Характеристики, как обычно, отличаются в зависимости от степени погруженности корпуса, под водой корабль движется быстрее (31 узел), а при всплытии развивает 16 узлов. Экипаж состоит из 32 офицеров и 90 матросов и старшин. Все они в случае опасности и невозможности борьбы за выживание могут покинуть лодку в отделяемой спасательной капсуле, находящейся в носовой части. Бросается в глаза обилие выдвижных антенных систем, возвышающихся над рубкой. Они обеспечивают надежную связь с командованием и другими кораблями. Доступна информация о наличии на лодке особой аппаратуры, создающей акустический информационный канал, защищенный от перехвата. О том, как он работает, подробных сведений нет.
Заявленная автономность составляет сто дней, но реально, по всей видимости, может быть и большей.
Технологии и стоимость
Тот факт, что корабли относятся к одному проекту, отнюдь не означает их полную идентичность. Каждая новая единица обладает определенными преимуществами перед предыдущей по причине совершенствования технологий и применения более современных видов оборудования и вооружений. Корабли строятся не так быстро, как некоторые другие виды техники, особенно такие сложные, как АПЛ проекта «Ясень». Подводная лодка «Северодвинск», принятая на вооружение ВМФ в прошлом году, обошлась казне в 47 миллиардов рублей. Столько же будет стоить и «Казань», но уже известно, что у этого корабля обводы усовершенствованы, оборудование модернизировано, а шумность еще более низкая. К тому же производство всех узлов и комплектующих ПЛ теперь перенесено на территорию Российской Федерации, что снижает риск утечки секретной информации об их устройстве и повышает независимость от зарубежных поставщиков. Есть основания предполагать, что стоимость каждой последующей единицы будет снижаться по мере совершенствования технологического цикла. Так происходит всегда, но у этого явления есть и другая сторона. В момент достижения наибольшего совершенства любая техника уже устаревает, а новые разработки уже готовы для внедрения, и круг этот повторяется бесконечно. Каким бы ни был удачным проект 885 «Ясень», у российских КБ наверняка есть уже другие идеи. Через несколько лет ими наверняка будет создана новая подводная лодка, характеристики которой будут еще лучше.
Как создавались и на что оказались способны российские атомные субмарины четвертого поколения
Чуть больше года назад в состав Военно-морского флота России вошла субмарина К-560 «Северодвинск» - первая многоцелевая подводная лодка проекта «Ясень», он же проект 885. И первая подлодка, заложенная не в Советском Союзе, а уже в России: закладка «Северодвинска» состоялась в 1993 году.
По очевидным причинам строительство первого корабля проекта «Ясень» растянулось на 20 лет. Но, несмотря на это, «Северодвинск» как головная лодка проекта и остальные субмарины, которые должны принять на вооружение до 2020 года, полностью соответствуют и вызовам времени, и концепции современного военного флота. Хотя судьба подлодок четвертого поколения была очень и очень непростой…
Нам нужны субмарины четвертого поколения!
Начало работ над подводными лодками четвертого поколения принято относить ко второй половине 1970-х. Темой занялись одновременно и в СССР, и в США - главные державы-соперницы двухполярного мира соревновались между собой во всех областях.
В Советском Союзе проектированием субмарин следующего поколения занялись три основных конструкторских бюро: ленинградские «Рубин» и «Малахит» и нижегородский «Лазурит». В соответствии с господствовавшей тогда военно-морской доктриной в новом поколении должны были появиться атомные подлодки всех трех основных типов: с баллистическими ракетами, с крылатыми ракетами и многоцелевые. Первыми и вторыми, как обычно, занимались в «Рубине», третьими - в «Малахите» и «Лазурите».
Конструкторам «Рубина» предстояло создать атомный подводный крейсер с крылатыми противокорабельными ракетами. Именно такие лодки на Западе принято называть «убийцами авианосцев». Специалисты «Лазурита» взялись за создание противолодочной подлодки - такой же, как разработанная чуть ранее в том же КБ субмарина проекта 945 «Барракуда» с титановым корпусом. А в «Малахите» работали над наиболее перспективным проектом - многоцелевой подлодкой, способной нести на борту и торпеды, и крылатые ракеты, и ракето-торпеды.
Создание вооружений нового поколения, если только оно не ведется в условиях войны, никогда не бывает быстрым. Вот и работа над новыми советскими субмаринами затянулась до второй половины 80-х. Пропорционально затраченным усилиям и улучшению характеристик будущих лодок росли и их цена, и сложность строительства и обслуживания. И наконец, настал момент, когда стало ясно: поддерживать в отечественном ВМФ прежнюю многотипность ударных подлодок не удастся. Нужно было искать вариант, который сможет совместить возможности и торпедных субмарин, и лодок с крылатыми ракетами, и противолодочных подлодок.
Создать из трех хороших подлодок одну лучшую
Таким вариантом в конечном счете и стал проект 885 «Ясень» ленинградского КБ «Малахит». Новым «малахитовским» подлодкам предстояло стать первыми в России подводными кораблями столь широкой специализации. Впрочем, это решение, будучи совершенно революционным для нашей страны, с успехом применялось в других государствах. А изменявшаяся на глазах конфигурация мировой политики и явная смена вызовов, которые приходится принимать военному флоту, говорили о том, что такие лодки-универсалы очень скоро выйдут на первые роли во флотах всего мира.
Основой для проекта «Малахита» - и в то же время лодками, на смену которым должна была прийти новая субмарина, - стали многоцелевые подлодки проектов 705(К) «Лира» и 971 «Щука-Б» и вооруженные крылатыми ракетами лодки проекта 949А «Антей», нацеленные на борьбу с авианосными соединениями. Было понятно, что по внешнему виду, который обеспечивал наибольшую подводную скорость, новые лодки будут похожи на «Лиры» и «Щуки-Б», а по размерам, позволяющим разместить на них пусковые установки крылатых ракет, - на «Антеи».
Проект 705К. Фото: сайт
Но подобных проектов в СССР до тех пор еще не было. По сути, конструкторам «Малахита» предстояло повторить подвиг конструктора Т-34 Михаила Кошкина - создать в порыве озарения универсальную субмарину, способную решать практически любые задачи, кроме разве что ударов баллистическими ракетами. Не удивительно, что столь трудная задача потребовала и больше времени на ее реализацию. Проект, который можно было запускать в серию, был готов только к 1990 году. То есть как раз тогда, когда переставала существовать страна, заказавшая столь необычную подлодку. И было совершенно непонятно, кто, как и когда отдаст приказ начинать строительство новой субмарины проекта 885 «Ясень», которая должна была стать основой подводного флота СССР - государства, которого больше не было.
Двадцать лет и девять дней предыстории первого «Ясеня»
Несмотря на катастрофические удары, которые новая российская власть наносила своим главным и единственным союзникам - армии и флоту, в стране нашлись холодные головы, которые понимали: если не заложить новые лодки сейчас, то их, может быть, вообще никогда никто не построит. И успели добиться, чтобы 21 декабря 1993 года на «Севмаше» заложили первую субмарину проекта 885 «Ясень». В списки кораблей ВМФ новая лодка была внесена на 11 дней раньше - 10 декабря 1993 года, и получила бортовой номер К-560.
«Северодвинск» - а именно такое название по месту рождения обрела новая лодка - стал первым боевым кораблем, заложенным в постсоветской России. Но первые несколько лет всем, кто имел отношение к строительству новых кораблей для российского флота, казалось, что он же будет и последним. Потому что заложить-то лодку заложили - а потом, кажется, забыли. Во всяком случае, финансирование строительства этой подлодки, как и всех других лодок, заложенных чуть раньше, в последние годы Советского Союза, медленно, но верно сходило на нет. И к 1996 году сошло окончательно: работы по строительству лодки были остановлены на долгие восемь лет.
За это время успело произойти немало событий, определивших дальнейшую судьбу лодки. В 2001 году решено перепроектировать уже строящуюся лодку по проекту 08850 - с новым оборудованием и модернизированным вооружением. Тогда же запланировали, что доработанная и достроенная лодка будет спущена на воду через четыре года. Но этот срок выдержать не удалось. К этому времени успели только завершить формирование прочного корпуса «Северодвинска», и спуск на воду отложили еще на пять лет.
Новые сроки оказались более реальными - не в последнюю очередь потому, что руководство и работники «Севмаша», видя, что их усилия не только не пропали даром, но и оказываются вновь очень востребованными, работали изо всех сил. 15 июня 2010 года «Северодвинск» вышел из стапельного цеха в плавучий док «Сухона», а через девять дней, 24 июня, лодка была спущена на воду.
На первые ходовые испытания в море подлодка вышла только через год с лишним - 12 сентября 2011 года. А еще через два с лишним года, 30 декабря 2013-го, «Северодвинск», успевший за это время совершить 14 выходов в море общей продолжительностью 222 дня, пройти несколько тысяч миль и совершить более сотни погружений, был официально принят на вооружение российского ВМФ. Дата, можно сказать, круглая: со дня закладки к этому времени прошло ровно 20 лет - и еще 9 дней…
Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов на церемонии закладки атомных подводных лодок четвертого поколения на предприятии ОАО «ПО Севмаш» в Северодвинске. Фото: / РИА
Семья из семи «Ясеней»
24 июля 2009 года, когда до спуска «Северодвинска» на воду оставался еще год без малого, на том же предприятии - «Севмаше» - заложили следующую подлодку того же класса, «Казань». Точнее, почти того же: за прошедшие с момента закладки первого «Ясеня» 16 лет проект существенно модернизировали. Так что и «Казань», и следующие за ней субмарины считаются построенными по проекту 08851, он же «Ясень-М».
Существенных различий в конструкции между «Северодвинском» и его фактическими систер-шипами проекта 08851 нет. Специалисты упоминают разве что оптимизированные обводы лодок модернизированного проекта, которые должны положительно сказаться и на скорости, и на шумности. Зато в оборудовании отличий более чем достаточно! Ведь если даже на «Северодвинске» некоторые заложенные в проект виды оборудования к моменту их реальной установки заменили более современными, то что же говорить о «Казани» и других лодках.
Первое и самое главное различие между лодками проектов 885 и 08851 - это элементная база. В «начинке» первого «Ясеня», что закономерно для лодки, спроектированной на закате СССР, было множество агрегатов, механизмов и приборов, которые производились на предприятиях братских советских республик. Полностью отказаться от выпущенных фактически в иностранных государствах элементов к моменту оборудования первой лодки так и не удалось, хотя уже многое было заменено российскими комплектующими и агрегатами. А вот на «Казани» российское все - как говорится, от первой заклепки до последнего проводка. И не просто российское, а доведенное, модернизированное или спроектированное за последние 10–15 лет. Не случайно же в открытых источниках можно найти множество сведений о «Северодвинске», причем зачастую появившихся раньше, чем сама лодка покинула стапельный цех. А вот о «Казани» и других - почти ничего.
Между тем на сегодняшний день в семье «Ясеней» уже числятся пять субмарин. Помимо первого «Северодвинска» и головной «Казани» это подлодки «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск».
«Новосибирск», которому присвоен бортовой номер К-573, заложен на «Севмаше» через четыре года после «Казани»: 26 июля 2013 года. По прогнозам, он должен быть принят на вооружение не позднее 2019 года, а некоторые оптимистично настроенные эксперты считают, что и раньше, возможно, уже в 2017-м.
К-571 «Красноярск» заложили на североморской верфи через год после «Новосибирска», 24 июля 2014 года. А меньше чем через год, 19 марта 2015-го, там же был заложен и «Архангельск». Обе эти лодки должны вступить в строй не позднее 2020 года - тогда же, когда и еще две подводные лодки проекта «Ясень», которые планируется заложить до конца нынешнего года. Закладка последней, седьмой лодки проекта, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, запланирована на 2016-й, а вступление в строй - на 2023 год.
Семь подводных лодок проектов «Ясень» и «Ясень-М» должны обойтись российскому бюджету в общей сложности в 258 млрд рублей. Самыми дорогими, как это обычно и бывает с новыми проектами, оказались головные лодки - «Северодвинск» и «Казань»: каждая из них обошлась в 47 млрд рублей. Остальные пять лодок стоят меньше - всего по 32,8 млрд рублей каждая. Впрочем, на фоне общей суммы ассигнований на строительство новых боевых кораблей для российского ВМФ, которая должна быть выделена до 2020 года - а это 4 триллиона рублей! - такая цена не выглядит слишком уж высокой. Тем более что новых атомных многоцелевых субмарин наш флот не получал очень давно - с 2001 года, когда вступила в строй подлодка К-335 «Гепард» проекта 971 «Щука-Б».
Подводная лодка «Казань», на которой испытывался прототип ГАК «Иртыш-Амфора» г. Северодвинск. Фото:pilot.strizhi.info
Атомарина, каких в России еще не было
Что же представляют собой подводные лодки проекта «Ясень» (вместе с «Ясень-М») с точки зрения конструкции, оборудования и вооружения? И в чем выражается их принадлежность не к хорошо зарекомендовавшему себя третьему поколению субмарин, а к новому, четвертому?
Начать следует с конструкции. Подводные лодки проекта «Ясень» - полуторакорпусные, то есть легкий внешний корпус охватывает внутренний прочный не полностью, а лишь частично: сферический - в носовой части, легкая надстройка - в центре, в районе ограждения рубки и начиная от ракетных шахт к корме. Это абсолютное новаторство для отечественных атомных подводных лодок, которые всегда были двухкорпусными. Пойти на столь радикальный шаг конструкторов вынудили требования военных сделать лодку как можно менее шумной, а значит, как можно более незаметной. Ведь именно внешний легкий корпус играет роль своеобразного резонатора для всех шумов, которые может издавать подлодка.
Прочный корпус лодки разделен на девять отсеков. В первом, длина которого составляет 12 м, находится центральный пост - так сказать, мозг лодки. И отсюда же проложен выход в прочную рубку, к всплывающей спасательной камере, в которой может уместиться весь экипаж «Ясеня» - 90 человек. Второй отсек длиной 9,75 м - торпедный. Такое необычное расположение торпедных аппаратов - почти в середине лодки, да еще и под углом к продольной оси - тоже никогда ранее не применялось на отечественных многоцелевых атомных подлодках. Как правило, торпедные аппараты располагаются в носовой части - но на «Ясене» вся она занята антенной гидроакустического комплекса. Третий отсек длиной 5,25 м занимают общекорабельные приборы и механизмы, четвертый, 9-метровый, отведен под медицинские и жилые помещения.
Что примечательно, на второй, третий и четвертый отсеки приходится почти половина общей длины прочного корпуса, и при этом именно здесь практически отсутствует легкий корпус - не считая надстройки. А вот дальше, начиная с пятого, ракетного отсека длиной 12,75 м, лодка становится классической двухкорпусной, при этом прочный корпус резко уменьшается в диаметре. Шестой отсек длиной 10,5 м - реакторный, седьмой и восьмой, имеющие длину по 12 м, - соответственно турбинный и вспомогательный.
Ракеты, торпеды и ракето-торпеды
Но сама по себе лодка без вооружения и систем управления - всего лишь металлический корпус, пусть и созданный с учетом самых современных требований. Настоящим боевым кораблем субмарина становится тогда, когда на нее устанавливают все оборудование, предназначенное для ведения боевых действий.
И с этой точки зрения подлодки проекта «Ясень» обладают удивительно мощным снаряжением! Начать следует, пожалуй, с восьми ракетных шахт, крышки которых расположены позади ограждения рубки. В них располагаются транспортно-пусковые контейнеры крылатых ракет оперативно-тактического комплекса «Оникс» - основное подлодок проектов 885 и 08851. В каждой шахте умещается по четыре контейнера с крылатыми ракетами, так что общий боезапас лодки составляет 32 ракеты. Причем на месте «Оникса» при необходимости можно установить стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-101 (или Х-102, если ракета имеет ядерную боеголовку).
Кроме того, в штатное вооружение подлодок проекта «Ясень» входят комплекс ракетного оружия «Калибр», в составе которого находятся противокорабельные крылатые ракеты, крылатые ракеты для поражения наземных целей и противолодочные ракеты. Все эти элементы могут выстреливаться из торпедных аппаратов лодки или из транспортно-пусковых контейнеров в пусковых шахтах.
Наконец, не стоит забывать и о традиционном вооружении подлодок - торпедах. На субмаринах проекта «Ясень» используются специально созданные для них универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ: их боезапас составляет 30 штук. Причем все торпеды традиционного калибра 533 мм: от применения на лодках этого проекта более тяжелых торпед калибра 650 мм отказались уже в процессе постройки «Северодвинска», хотя в эскизном проекте лодки они еще присутствовали.
Закладка головного корабля «Северодвинск». Фото: militariorgucoz.ru
Очень тихая подлодка с очень острым слухом
Отдельного упоминания заслуживает гидроакустический комплекс подводных лодок проекта «Ясень» - глаза и уши этих многоцелевых субмарин. Именно для основного элемента комплекса - сферической антенны «Амфора» - конструкторы и пожертвовали классическим размещением торпед в носовом отсеке. Причем впервые в отечественных подводных сил вся обработка гидроакустической информации ведется исключительно программными средствами. Для этого, в частности, используется цифровая библиотека акустических данных «Аякс-М». Ее именем иногда ошибочно именуют и весь гидроакустический комплекс, хотя в действительности он носит более сложное наименование «Иртыш-Амфора-Ясень», поскольку в таком виде предназначается именно для подлодок проектов 885 и 08851.
Несмотря на то что подобные технические и программные решения, давно уже использующиеся за рубежом, были для российских конструкторов новинкой, характеристики и боевые возможности отечественных разработок нисколько не уступают иностранным аналогам. Причем эта оценка дается не только и не столько российскими экспертами, но в первую очередь их зарубежными коллегами. Именно они первыми забили тревогу по поводу появления в составе российского ВМФ подлодки «Северодвинск». Ведь гидроакустический комплекс субмарин проекта «Ясень» позволяет этим лодкам обнаруживать противника раньше, чем это сделает он. Причем, как считают зарубежные эксперты, такому заблаговременному обнаружению с помощью комплекса «Иртыш-Амфора-Ясень» подлежат и ближайшие конкуренты отечественных субмарин четвертого поколения - американские «Си Вулф» и «Вирджиния».
Но не только способность «слышать» противника пугает иностранных специалистов и моряков. Не меньше их нервирует и существенно более низкая, чем у прежних отечественных подлодок, шумность субмарин проекта «Ясень». На то, чтобы добиться настолько низкой шумности лодки, были направлены отдельные усилия - и они увенчались успехом. Так, главная энергетическая установка лодки - реактор КТП-6-185СП с водо-водяной паропроизводящей установкой КТП-6-85 - представляет собой единый корпус, в котором смонтированы реактор и его первый контур охлаждения. За счет этого решения удалось избавиться от паропроводов большого диаметра и циркуляционных насосов, которые и дают существенную часть шумов современных атомных субмарин. Правда, это, к сожалению, не касается первой лодки - «Северодвинска»: для него новый интегральный реактор произвести не успели и установили обкатанный на субмаринах третьего поколения ВМ-11, который отличается гораздо большей шумностью.
О том, что снизить шумность подлодки удалось за счет полуторакорпусной конструкции, мы уже говорили. Кроме того, на подлодках проекта «Ясень» применяется активная система гашения шумов, которой оборудованы фундаменты всех критических узлов, а на смену традиционным резинокордовым амортизаторам устройств и механизмов пришли гораздо более эффективные спирально-тросовые, негорючие. На снижение шумности подлодок проекта «Ясень» работает и их главный движитель - семилопастной гребной винт особой конструкции.
Непереводимый Yasen
Одним словом, даже с учетом того, что от начала проектирования первой подлодки четвертого поколения типа «Ясень» до вступления ее в строй прошло три с лишним десятка лет, эти субмарины сегодня вполне соответствуют современным задачам и вызовам. Тем более что шесть из семи подлодок проекта будут построены по его модернизированному варианту, который предусматривает использование куда более современных механизмов и оборудования, чем первоначальный. Как считают и российские, и зарубежные эксперты, как минимум до середины XXI века субмарины проекта «Ясень» будут способны выполнить все поставленные перед ними задачи. А к тому времени - и надеяться на это есть все основания - на вооружение российского ВМФ уже поступят подлодки пятого поколения, к которому, кстати, иностранные специалисты поначалу относили и «Ясени»: очень уж необычными по идее и исполнению оказались эти новые российские подлодки.
Кстати, примечательный факт, косвенно свидетельствующий о действительном отношении иностранных военных к проекту «Ясень». Из всех принятых на вооружение советского и российского ВМФ подлодок только эти в классификации НАТО обозначаются тем же именем - Yasen (иногда по головной лодке проекта - Severodvinsk). Формальное объяснение простое: дескать, к концу 80-х все 25 букв латинского алфавита, которыми традиционно обозначались в Североатлантическом альянсе советские подлодки, закончились. Что, правда, не помешало дважды использовать, например, букву «Т»: в слове Typhoon - для обозначения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула», и в слове Tango - для обозначения субмарин проекта 641 «Сом». Но, видимо, «Ясени» оказались настолько прорывными подлодками, что на Западе решили оставить за ними их собственное имя - и совершенно справедливо. Российская подлодка четвертого поколения оказалась во всех смыслах непереводимой.