; возможно, последний единый художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19–начала 20 в. Время его формирования – 1890-е годы, когда художники предприняли попытку порвать с теми художественными принципами, которые казались им исчерпавшими себя и стереотипными. Живописцы и скульпторы отвергали принцип подражания природе, архитекторы и дизайнеры осуждали копирование старых стилей. Они стремились к стилистическому единству: чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла , столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве. Главными особенностями стиля были образная ассоциативность, изощренный символизм форм и значений, подчеркнутая декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. Было не важно, предназначался ли такой линеарный декор для книжной обложки или для фасада здания.
Источники ар нуво разнообразны, к ним можно отнести стиль рококо, кельтское искусство Ирландии и Шотландии , позднюю, «пламенеющую» готику, а также яванские батики, этрусскую вазопись и в особенности японскую гравюру на дереве. Однако непосредственным провозвестником тех художественных идей, которые будут развиты мастерами ар нуво, стало «Движение искусств и ремесел», возникшее в Англии в 1880-е. Стиль ар нуво приобрел интернациональный статус и быстро распространился по всей Европе и обеим Америкам.
В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков ар нуво был Обри Бёрдсли , его эксцентричные рисунки не столько иллюстрировали конкретные эпизоды литературного произведения, сколько служили своеобразным комментарием к ним, содержание которого выходило далеко за пределы текста.
Одним из ведущих представителей ар нуво в Великобритании был Ч.Р.Макинтош , шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.
Во Франции , где и возник термин «ар нуво», этот стиль был тесно связан с символизмом в поэзии и живописи. У истоков французского ар нуво стояли Поль Гоген и художники его круга. Наиболее известным мастером ар нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек . В своих плакатах и литографиях он отдал должное характерному для ар нуво графическому узору, напоминающему арабеск, позволив линиям течь легко и энергично. Важную роль в развитии ар нуво во Франции сыграли архитектор Эктор Гимар (1867–1942), оформивший входы станций парижского метро чугунными решетками с орнаментами из стилизованных орхидей, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Эмиль Галле (1846–1904). Значительное место в искусстве ар нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде (1863–1957) и Виктору Орта (1861–1947); Брюссель был центром развития этого стиля на раннем этапе. Ар нуво имел множество последователей и в Германии, где он получил название «югендстиль». В Испании архитектор Антонио Гауди создал, пожалуй, наиболее индивидуальный и оригинальный вариант ар нуво.
В США архитектор Луис Салливан (1856–1924) использовал орнаменты в стиле ар нуво для украшения фасадов спроектированных им зданий. Ведущим представителем ар нуво был Луис Комфорт Тиффани , живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.
Стиль ар нуво достиг высшей точки своего развития на рубеже 19–20 вв., но затем был вскоре забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 в. Ар нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя. В России для этого стиля принято название модерн, в Австрии – сецессион, в Италии – либерти.
Решили сменить дизайн своей квартиры? Хочется чего-то свежего, интересного, оригинального? Не знаете, с чего начать? Подумайте, в каком стиле вы хотели бы видеть свое жилище. Если вы любитель всего натурального, предпочитаете естественность и плавные линии в оформлении комнат, то стиль арт-нуво в интерьере – это то, что вам нужно.
Немного истории
В переводе с французского это словосочетание обозначает «новое искусство». L’Art Nouveau – название французского искусства периода Модерна конца 19 – начала 20 веков. Если точнее рассматривать историю данного стиля, то он считается одним из направлений «флореального» стиля, другое его название «декоративно-орнаментальный стиль».
Арт-нуво как стиль интерьеров возник в эпоху брожения умов. На рубеже 19-20 веков все старые принципы искусства стали отвергаться. Представители искусства перестали подражать природе, считая, что это ограничивает их творческую свободу. На смену классическим традициям они принесли сложный символизм, образные ассоциации и подчеркнутую декоративность.
Многие люди не понимали тонкую философию и глубокий символизм, которые легли в основу арт-нуво. Но он особо ценился творческой богемой, романтиками. Двухмерные изображения, плавные изгибы линий, плоские узоры, ручная работа, богатый декор – отличительные черты стиля арт-нуво в его первоначальном обличии. Просуществовал он недолго, на смену ему пришло машинное производство. И роскошные интерьеры заменили одноликие конструкции из бетона.
Сегодня стиль арт-нуво переживает свое второе рождение. Многие считают, что он и стиль модерн одно то же. На самом деле, это не совсем так. Стиль арт-нуво имеет свои отличительные черты.
Цветок цикламена, необыкновенно изогнутый, лилия, ирис, кувшинка, водоросли, колокольчик, – все это символы арт-нуво. Растительные и животные орнаменты изображаются плоскими.
При оформлении квартиры или дома ориентируйтесь на определенные черты арт-нуво. Совершенно необязательно, чтобы они все присутствовали в рамках интерьера одной комнаты. В основе концепции интерьера лежат национальные особенности страны, направление арт-нуво проявляется в акцентах.
Цветовая палитра
Используйте определенную цветовую гамму, в которой преобладают оттенки, характерные для водной стихии:
- главный цвет – зеленый, всего его оттенки, белый, голубой, золотой и серебряный, имитирующие блеск воды на солнце;
- дополнительные цвета - темно-коричневый, серебристо-лиловый, грязно-розовый, сероватый.
Линии, формы, орнаменты
Изогнутые мягкие линии, волны декора стен и потолка плавно перетекают в элементы настенных и потолочных конструкций.
Обилие декоративно-растительных орнаментов в неуловимо изогнутых формах находит свое отражение на тканях и обоях.
Стены могут декорироваться деревянными панелями, тканевыми гобеленами, декоративной росписью. При оформлении стен, потолка, пола обыгрывается природная тематика (вода, растения). Металлические конструкции в интерьере напоминают заросли необычных цветов.
Помните, что большое количество цветочных мотивов способно сделать маленькую комнату еще меньше, поэтому будьте аккуратнее при оформлении небольших помещений в стиле арт-нуво, используйте отделочные материалы с мелким и неброским рисунком.
Создавайте потолки необычной формы (можно сочетать конструкции из гипсокартона и натяжные потолки) с оригинальными лепными или гипсовыми бордюрами.
Окна и материалы
Данное направление тяготеет к специфическому оформлению окон (в результате особой обработки стекла достигается эффект мерцающего льда), использованию витражей, зеркал круглой или овальной формы.
Используйте натуральные ткани в интерьере с богатой расцветкой, элементы из металла, камня или стекла. Все материалы должны гармонировать между собой.
Круглый или овальный ковер насыщенного цвета станет изюминкой интерьера.
Мебель и аксессуары
Все предметы меблировки должны быть выполнены из добротной древесины, с изогнутыми ножками, резьбой, не имеет грубых острых углов. Арт-нуво тяготеет к обтекаемым, полукруглым формам, даже если есть прямые углы, их затушевывают и округляют. Шкафы, полочки, этажерки украшают бронзовые вставки; используются кованые изделия.
В качестве дополнительных элементов декора используются картины современных художников.
Данный стиль прекрасно сочетается практически со всеми стилями. Например, вы можете оформить потолки, стены и полы в стиле арт-нуво и поставить в комнате современную технику.
Можно оформить таким образом спальню, гостиную, кухню, ванную.
Интерьер в стиле арт-нуво предпочитают люди, любящие природу и тяготеющие ко всему натуральному, естественному в оформлении своего жилища. Также его выбирают семейные пары и незамужние девушки. Мягкие изгибы и очертания в дизайне говорят о женственности и нежности владельцев жилища.
Арт-нуво в своей современной интерпретации – это своеобразная визитная карточка дома, демонстрирующая вкус и предпочтения своего хозяина.
Термином "Ар Нуво" обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья "историзма", когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых "викторианских" гостиных. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.
Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины "модерн" (современный) и "Ар Нуво" (в переводе с французского "l"art nouveau" буквально "новое искусство"). Во Франции также использовались термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также "стилем Орта", по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво. Использовались также термины "стиль 1900 года", "стиль линий", "стиль волн", "студио" и даже такие насмешливые названия как "вермишель", "угорь" и др. В Германии этот был "Югендстиль", в Италии - "цветочный стиль" или "Либерти", от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин "сецессион", по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене.
Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.
Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза - ключевого понятий нового стиля - стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.
Жизнеустроительный эксперимент Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, построивший для себя особняк "Блуменверф", для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых приборов до дверных ручек, но и разработал эскизы одежды для всей семьи.
Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар Нуво был не только новым стилем - он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.
Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.
Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев и Генри Ван де Вельде , интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы ; изделия из стекла и мебель , мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, , Жака Грубера и др.
На ином принципе строили поиск мастера "школы Глазго", возглавляемой Макинтошем и представители "Венского Сецессиона". Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво.
Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов. Здания, интерьеры и мебель, созданные по проектам , во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма 20-х годов.
Чистая геометричность стиля Глазго оказала решающее значение на развитие Ар нуво в Австрии и Германии. Вариант Ар нуво Венского Сецессиона, хотя все еще замешанный на декоративности стиля, уже был готов устремиться навстречу прощенным геометрическим линиям модернизма. Подобным образом Ар нуво в Германии, где он больше известен под названиме "югендстиль" (молодежный стиль), быстро сбрасывал с себя оковы 19 века и двигался к модернизму. Мастерами Венского Сецессиона были Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих, Йозеф Хофман. В Германии - это Петер Беренс , Отто Экман, .
Поздний модерн повсюду испытывал нарастающее давление рационалистических тенденций и возобновившегося тяготения к "непреходящим ценностям" упорядоченной формы. Книга Василия Кандинского "Касаясь духовности искусства" (1911) стала воистину программным документом раннего модернизма, призывавшего к разрыву с наследием прошлого, к разрыву с природой, к исключению из искусства всего натурального. Поздний модерн переходным этапом к новым стилевым направлениям начала 20 века - арт деко , функционализму, на основе которых, в свою очередь, выросла философия формообразования современного дизайна.
Истоки и особенности стиля Ар Нуво
Конец XIX столетия в Европе ознамено-ван относительным миром и проц-ветанием. Экономический рост повлек за собой увеличение численности круп-ной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре. Стиль Ар Нуво возник и сформировался в Бельгии и Франции (затем он появился в Германии, Испании и странах Скандинавии). В Ав-стрии «Венский Сецессион» объединил представителей стиля Ар Нуво. Западные художники в этот период увлечены ис-кусством Дальнего Востока (особенно Японии), кроме того, развитие средств связи очень обогатило европейскую культуру. Новый стиль предложил обновление, современное решение которого сломило удушающее господство традиций прошлого, представив искусству новые оригинальные формы выражения.Стиль Ар Нуво не был везде одинако-в, в разных странах существовали собственные варианты стиля. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как «большом стиле». Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, - так называлась мастер-ская в Париже, изделия которой были выполнены в новом стиле(с французского Art Nouveau - "новое искусство"). Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением нового стиля. В разных частях Европы идеи движения получали самые разные трактовки, отражая индивидуальный характер каждой страны. Новый стиль был известен под разными названиями. Во Франции это был стиль метро,в Германии немецкое на-звание «югендстиль» («молодой стиль» или «стиль молодых»).
Разберемся с терминами . Когда образованный человек слышит в мебельном магазине фразу «у нас есть все, от классики до модерна», – у него вянут уши. Большей рекламной безграмотности быть не может. Модерн – вовсе не мебель современных линий, как думают некоторые продавцы, а предпоследний (перед ар деко) Большой Стиль, продержавшийся в Европе с 1890−го по 1910−й годы и нашедший самые изысканные воплощения в архитектуре, интерьере, стекле, мебели, гравюрах, платьях и изразцах.
В Австрии этот стиль появился раньше всего и назывался «Сецессионом» (в нем работали Густав Климт, Отто Вагнер и Йозеф Хоффман, назвавшие свое объединение Сецессионом). В Германии пользовались термином «югендштиль» (по названию художественного журнала). Во Франции – «ар-нуво» (art nouveau, или новое искусство). Русские предпочли слово «модерн», восходящее к английскому названию Modern Style Floreale. Правда, в самой Англии его чаще назвали «либерти» – по вывеске знаменитого лондонского магазина, оформленного в соответствующем духе.
Модерн был стилем не для всех. Он изначально культивировал рафинированность, избранность, «духи и туманы».
Но на рубеже веков просвещенной публике так хотелось этих «духов и туманов», что растительная мода царила везде – от будуаров прекрасных дам до сцены МХАТа. Главный стилевой принцип – плавные, изогнутые, тянущиеся линии. Подлокотники кресла сливаются с вашей рукой и словно текут вниз, у столов нет единого острого угла, буфеты похожи на кряжистые пни в сказочном лесу, люстры и светильники – на запутавшихся в сетях стрекоз.
Дом в стиле ар нуво – это не дом, а таинственная чаща, или лесной пруд с кувшинками, но без воды. Кажется, что в этом интерьере нет гравитации, все струится и плывет, как на картинах прерафаэлитов – предшественников модерна.
Модерн – искусство нежное, но тотальное . Одинокие вещицы в доме не приживаются, они потихоньку затягивают хозяина и заставляют переделывать весь интерьер. Так было и в начале ХХ века. Если уж строили особняк в этом стиле, то модерновым должно было быть все: от плана помещений до дверной ручки и перил, от ковров до платья хозяйки.
Кстати, о хозяйке – или хозяине: страстные поклонники модерна всегда имели особый склад характера – легкое декадентство на фоне общей мечтательности.
Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, утянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров. Образ эпохи – Айседора Дункан, танцующая босиком под Шопена и Вагнера. А главным источником большинства символов и линий модерна оказалась… Япония. Именно Страной Восходящего солнца переболели все европейские художники, чтобы подготовить образную почву для нового стиля.
В эту эпоху Ван Гог бесконечно копирует «Ирисы» Огаты Корина – главный цветок модерна. Уильям Моррис рисует чисто японские хризантемы. Тулуз-Лотрек пишет «Диван Жапоне». Самая большая коллекция японских гравюр – у Обри Бердслея, заразившего своей черно-белой стилистикой всю последующую графику. У Климта – орнамент мантий буддийских монахов. И у всех без исключения – волнистая S-образная линия, так называемый удар бича, символ модерна, взятый с гравюры Утагавы Хиросиге.
В Москве сохранилось немало домов , построенных в эпоху ар нуво. Если вы – счастливый обладатель такой квартиры, ваш интерьер, можно сказать, предопределен – рука не поднимется наворотить в этой текучей архитектуре хай-тек.
На стандартной жилплощади вполне можно разыграть декоративную пьесу под названием «модерн».
У модерна своя палитра , и ей нужно следовать. Главные цвета – светло-зеленый, лиловый и все их оттенки, в начале ХХ века имевшие поэтические названия «цвет стрекозы», «цвет кузнечика», «цвет Каспийского моря», а также «цвет пармской фиалки», «цвет глицинии» и «фиолетовый эскориал». Хороши серый, кремовый и голубой. И чем бледнее, тем лучше!
Выбирать нужно мебель плавных форм , из светлой древесины, лучше всего делать ее на заказ в мастерских – благо мастеров – специалистов по модерну предостаточно.
Ну, или покупать антикварную . За антикварной, скорее всего, придется ехать в Петербург. Ее там не то, чтобы много, но пока еще есть – когда-то ее изготавливали в промышленных масштабах на фабрике Мельцера. На худой конец раздобудьте классический венский стул из гнутого дерева – уже хорошо!
Главный отделочный материал в интерьере – керамика. Используйте изразцы ручной работы. Конечно, заказать Врубелю вы уже ничего не сможете, но и ныне здравствующие художники способны сотворить чудо.
Витражи и лампы – важная составляющая интерьера в стиле модерн. При выборе светильников приветствуются две техники: витражная Луиса Комфорта Тиффани (США) и многослойное стекло Эмиля Галле (Франция). Лампы Галле похожи на фантастические светящиеся грибы или капли. Тиффани же поставил свое производство на такой поток, что до сих пор ни один специалист не скажет, какая лампа-тиффани – настоящая, а какая лишь имитация.
По материалам журнала «Квартирный ответ»