Проект многоэтажного паркинга на 4100 машиномест
СП 121.13330.2012 "Аэродромы". Актуализированная редакция СНиП 32-03-96;
СП 135.13130.2012 "Вертодромы. Требования пожарной безопасности";
Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85*).
Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов
Приказ Министерство транспорта РФ от 13 марта 2017 года N 92 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам вертодромов гражданской авиации";
Приказ Министерство транспорта РФ от 19 августа 2015 года N 251 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации";
СТО НОСТРОЙ 2.25.114-2013. "Аэродромы. Устройство водоотводных и дренажных систем аэродромов".
Число автомобилей с каждым годом увеличивается. Транспортная проблема становится с каждым годом все острее. Одним из возможных решений транспортной проблемы является развитие надземного транспорта - вертолетных перевозок, вертолетное такси.
Москва и Московский регион также остро нуждаются в альтернативных видах транспорта.
Вертолетные перевозки нужны не только спецслужбам. Состоятельные жители Москвы и области все чаще будут предпочитать автомобилям более дорогой, но и скоростной способ добраться до работы, загородного дома, аэропорта - вертолетное такси. Но вертолетных площадок в Москве и Московской области мало.
Инвесторы, риэлторы и строители часто пользуются вертолетами для облета строительных площадок.
Вертолетные площадки необходимы при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Вертолеты появились сравнительно недавно. Крыши старых домов не предполагались для строительства на них вертолетных площадок. Найти свободное для строительства вертолетной площадки место в застроенных жилых массивах сложно. Поэтому вертолетные площадки целесообразно проектировать и строить на крышах новых зданий, например, многоэтажных паркингов.
Число многоэтажных паркингов в Москве и других крупных городах с каждым годом стремительно увеличивается.
Площадь крыши многоэтажных паркинги занимает значительную площадь. Например, общая площадь крыш 200 многоэтажных паркингов занимает около 100 гектаров. Это сопоставимо с площадью небольшого европейского города.
Крыши многоэтажных паркингов не столь насыщены различными вентиляционными трубами, как крыши, например, жилых многоквартирных домов.
При проектировании многоэтажного паркинга можно заложить расположение труб системы дымоудаления и вентиляции таким образом, чтобы часть крыши была полностью свободной и пригодной для строительства на ней одной или нескольких вертолетных площадок.
Спроектировать и построить вертолетную площадку на крыше многоэтажного паркинга проще и дешевле, если изначально, при его проектировании была предусмотрена такая возможность.
Плотность застройки территории Москвы возрастает. Количество жителей Москвы увеличивается. Число машин возрастает. Темп жизни растет. Все это обуславливает потребность в пусть и дорогих, но скоростных видах транспорта. Таким видом транспорта может быть вертолет.
Нередки случаи, когда минуты решают жизнь или здоровье человека. Если на дорогах пробки, то доставить человека, например, в медицинское учреждение на автомобилей бывает невозможно. Наличие вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов в жилых массивах помогут решить такую проблему.
Важно учитывать, что будущее зависит от настоящего. Если сейчас не закладывать в идеологию многоэтажных паркингов возможность размещения на их крышах вертолетных площадок, то спроектировать и построить их потом будет сложнее и дороже.
Строительство вертолетной площадки обходится недешево. Но как можно оценить жизнь человека, которую можно спасти за счет того, что с помощью вертолета ему могла быть оказана оперативная помощь. Для этого вертолет должен иметь возможность приземлиться в нужном месте - вертолетной площадке.
Статическая нагрузка составляет: для вертолета К-12 - 11 тонн, для вертолета МИ-17 - 12 тонн. Динамическая нагрузка при посадке этих вертолетов составляет 22 тонны и 24 тонны соответственно.
На крышах домов, на которых устраиваются вертолетные площадки, не допускается размещение объектов, которые могут создать помехи при посадке вертолетов.
На заметку
Транспортно-спасательная кабина для людей из горящих небоскребов представляется собой люльку, которая подвешивается на внешнюю подвеску вертолета, и может снимать людей с верхних этажей зданий.
Специальная закрытая люлька опускается на крышу или на специальную площадку для транспортных кабинок, туда люди заходят, двери замыкаются и фактически вертолет превращается в лифт.
СП 267.1325800.2016 "Здания и комплексы высотные. Правила проектирования"
6.23
При необходимости устройства на покрытии здания площадки для спасательной
кабины вертолета (на основании требований по пожарной безопасности) следует
предусмотреть отдельный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м
(для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов
вертолета). Размеры площадки для спасательных кабин устанавливают не менее 5
х 5 м. Максимальный уклон площадки к горизонту устанавливают не более 0,01.
Периметр площадки следует окрасить желтой полосой шириной 0,3 м. Над
площадкой и в радиусе 10 м от ее центра запрещается располагать антенны,
электрооборудование, кабели и т.п. Максимальную высоту препятствий
относительно поверхности площадки в указанной зоне устанавливают не более 3
м.
При проектировании на покрытии здания площадки для пожарных и гражданских
вертолетов ее выбирают размерами не менее 20 х 20 м и размещают на
расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края
покрытия.
7.2.5
Для высотных зданий необходимо учитывать кратковременные нагрузки:
- на покрытие от пожарного вертолета или аварийно-спасательной кабины
пожарного вертолета согласно 7.2.7 (если площадка для вертолета или кабины
предусмотрена заданием на проектирование).
7.2.7 Площадки для спасательных кабин и вертолетов следует проектировать на покрытии зданий из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2,5 кг/см2, если иное не оговорено заданием на проектирование.
При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузки.
Воздействия от вертолетов на посадочные площадки на покрытиях зданий приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2 - Нормативные значения временные нагрузок на покрытия от
вертолетов
Характеристика |
Размер грузовой площадки, м |
||
Легкие |
Массой менее 5 т |
0,2 х 0,2 |
|
Средние |
Массой 5-15 т |
0,3 х 0,3 |
|
Нормативная нагрузка по взлетной массе на основную (условную) опору не более 20 кН. |
|||
Нормативная нагрузка по взлетной массе на основную (условную) опору от 20 до 60 кН. |
МГСН 4.19-2005 (не действует)
Приложение 14.2.3. Площадки для вертолетов и спасательных кабин (капсул, платформ и др.) необходимо предусматривать на покрытии зданий.
Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 кв. м площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета) .
Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т. п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2.5 кг/см2.
Размер площадки для спасения людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.
Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 т, а динамическая нагрузка - 22 т. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 т, а динамическая - 24 т.
Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом) , а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки - не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м"
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
ГрК РФ, Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
Типы вертолетных площадок
Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные - для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально).
По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные.
Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения- для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.
Прохождение экспертизы проектной документации вертолетной площадки:
http://gge.ru/Проектирование КДП выполняется согласно:
"Нормам технологического проектирования командно-диспетчерских пунктов в аэропортах";
"Руководству по проектированию командно-диспетчерских пунктов в аэропортах";
"Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий", Москва, 1985.
Шум, создаваемый вертолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в EPN дБ, установленных ГОСТ 17229.
ГОСТ 24647-2014 "Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности";
ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения";
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования";
ГОСТ 31295.1-2005 (ИСО 9613-1:1993) "Шум. Затухание звука при
распространении на местности. Часть 1. Расчет поглощения звука
атмосферой";
ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) "Шум. Затухание звука при
распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета";
ГОСТ 20296-81 "Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шум";.
ГОСТ 17229-2014 "Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности";
ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий";
На что следует обратить особое внимание:
На крыше должны быть входы-выходы с двух лестниц типа Н1 с отапливаемым тамбур-шлюзами с подпором воздуха.
С вертолетной площадки должен быть запроектирован или пандус для МГН, или площадка должна быть вровень с поверхностью крыши (в последнем случае демпфирующая конструкция должна быть утоплена внутри технического этажа.
Все вентканалы в зоне расположения вертолетной площадки должны быть убраны. Должна быть централизованная система вентиляции.
На крыше через отапливаемые тамбур шлюзы должен быть обеспечен выход с двух лифтов грузоподъемностью 1000 кг, один из которых для пожарных подразделений.
Гарантированная надёжность защиты от прямого удара молнии (Молниезащита) не ниже 0,95 ля всей крыши (Объект II-го класса МЗ).
Обязательна защита от шума ближайших зданий за счет шумозащитных экранов.
Краткая законодательная справка о СЗЗ
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений.
Технические решения, принятые при проектировании и строительстве вертолетной площадке должны соответствовать требованиям СП 51.13330.2011 "Защита от шума" и СП 23-103-2003 "Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий".
В соответствии с Постановление Правительство Российской Федерации от 3 марта
2018 г. № 222
«Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования
земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих,
планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального
строительства, являющихся источниками химического, физического,
биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в
случае формирования за контурами объектов химического, физического и
(или) биологического воздействия, превышающего
санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
А) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
Б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
В случае если в отношении аэродрома (вертолетной площадки) в соответствии с
Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении
приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной,
предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской
Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в
отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не
требуется.
Указанное решение об установлении приаэродромной территории является
основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о
прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого
аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до
установления этой приаэродромной территории.
В соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями на 25 апреля 2014 года) п.2.9. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
В последнее время многие экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендуют разработчикам сокращать расчетные размеры СЗЗ аэропортов и соответствующих санитарных разрывов.
Объясняется это, в первую очередь, расширением границ населенных пунктов и
необходимостью обеспечения широкого круга как населения, так и
государственных служащих, например, сотрудников МЧС, врачей, спецслубж и др.
возможностью оперативного передвижения.
Законодательно закрепленный индивидуальный подход к расчету каждой конкретной СЗЗ, по сути, позволяет всем заинтересованным сторонам, например, государственным органам власти, экспертам и проектировщикам субъективно трактовать СЗЗ вертодромов.
Поэтому отношение законодателя к размеру СЗЗ вертодрома на крыше городской больницы, имеющей стратегическое назначение для города, скорее всего, будет мягче и лояльнее.
За счет принятия комплекса мер по защите от шума, в частности, установка за счет города новых шумозащитных окон в ближайших зданиях, шумозащитных экранах ближайших зданий и вокруг вертолетной площадки, внесение изменений в конструкцию верхней части проектирования здания можно добиться значительного снижения уровня шума.
Моделей вертолетов для транспортировки больных много. Снизить уровень шума можно также за счет взаимодействия с производителем вертолетов. За годы строительства здания с вертолетной площадкой можно доработать базовую модель вертолета, добившись снижения уровня шума.
В любом случае, жизнь человека, тем более, потенциально многих людей, нельзя
оценить. Если вертолетная площадка на крыше городской больницы может спасти
жизнь даже одного человека, то ради этого стоит рассмотреть возможность ее
проектирования и строительства.
По вопросам заказа проектирования вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов обращайтесь к нам по контактным данным, указанным на сайте.
Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.
Для вертолета Ми-8
Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.
Для вертолета Ми-26
Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.
Общие положения
Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).
Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.
Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.
При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.
После посадки:
- При выключении вертолета:
- встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
- подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
- Без выключения двигателей вертолета:
- встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
- подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.
Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!
Размеры и разметка
1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета
Обозначение границ
1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус
Поисково-спасательные работы на Ми-8
При выполнении ПСР, поисково-спасательная группа подбирает площадку для посадки вертолета с посадочной зоной 50х50 м (исключая на ней препятствия высотой более одного метра) и рабочей площадью 20х20 м (препятствий не должно быть). Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 м.
Поисково-спасательная группа должна состоять не более чем из 6 человек (один из которых доктор и старший группы), с закрепленной :
- у старшего группы;
- доктора;
- одного из спасателей (для видео-фиксации ПРС и при необходимости разбора выполненных работ).
Поисково-спасательная группа должна иметь при себе:
- все необходимое поисково-спасательное снаряжение и оборудование как для работы на суше, так и на воде (бинокль, спусковые устройства и снаряжения, спасательные жилеты и гидрокостюмы), а также носилки;
- спасательное снаряжение для пострадавших (косынку, спасательные жилеты – для эвакуации пострадавших с режима висения над сушей и водной поверхностью).
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
СТРОИТЕЛЬСТВО НАЗЕМНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая
технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный
документ, устанавливающий по определённо заданной технологии
организацию рабочих процессов по строительству сооружения с
применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных
конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на
некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для
использования при разработке Проектов производства работ (ППР),
другой организационно-технологической документации, а также с целью
ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников
с правилами производства работ строительству наземной вертолетной
площадки.
Рис.1. Наземная вертолетная площадка
1.2. В настоящей карте
приведены указания по организации и технологии производства работ
по строительству наземной вертолетной площадки рациональными
средствами механизации, приведены данные по контролю качества и
приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда
при производстве работ.
1.3. Нормативной базой
для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП,
ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные
прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода
материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК -
описание решений по организации и технологии производства работ по
строительству наземной вертолетной площадки с целью обеспечения их
высокого качества, а также:
-
снижение себестоимости работ;
-
сокращение продолжительности строительства;
-
обеспечение безопасности выполняемых работ;
-
организации ритмичной работы;
-
рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
унификации
технологических решений.
1.5. На базе ТТК в
составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства
работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на
выполнение отдельных видов работ по строительству наземной
вертолетной площадки. Рабочие технологические карты разрабатываются
на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной
организации с учетом её проектных материалов, природных условий,
имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к
местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют
средства технологического обеспечения и правила выполнения
технологических процессов при производстве работ.
Конструктивные
особенности по строительству наземной вертолетной площадки решаются
в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень
детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются
соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из
специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты
рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем
Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с
организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.
1.6. Технологическая
карта предназначена для производителей работ, мастеров и
бригадиров, выполняющих работы по строительству наземной
вертолетной площадки, а также работников технического надзора
Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в
III-й температурной зоне.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая
карта разработана на комплекс работ по строительству наземной
вертолетной площадки.
2.2. Работы по
строительству наземной вертолетной площадки выполняются
вегетационный период с 20 мая до 20 сентября, в одну смену,
продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет
увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10
часов.
2.3. В состав работ,
последовательно выполняемых при строительстве наземной вертолетной
площадки входят:
-
геодезическая разбивка площадки;
-
срезка растительного слоя грунта;
-
устройство насыпи из карьерного грунта;
-
устройство щебеночного основания;
-
монтаж железобетонных плит покрытия.
2.4. При строительстве
вертолетной площадки в качестве основных материалов используются:
щебень фракции 40-70 мм и фракции 10-20 мм
, М 800
отвечающий требованиям ГОСТ
8267-93 ; песок строительный
отвечающий
требованиям ГОСТ 8736-93 ;
железобетонные плиты аэродромные гладкие ПАГ-14
, размером
6,0х2,0х0,14 м, 4,2 т отвечающие требованиям ГОСТ 25912.0-91 , ГОСТ 25912.1-91 .
2.5. Технологической
картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным
звеном в составе: экскаватора Volvo EC-290B
(емкость
ковша 1,25 м); бульдозера Б170М1.03ВР
(на
базе Т-170, емкость отвала 4,28 м); грунтового катка ДУ-85
(эксплуатационная масса 13,0 т) и автомобильного крана
КС-55713-1 "Галичанин"
(грузоподъемностью 25,0 т) в качестве ведущего механизма.
Рис.2. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B
Рис.3. Бульдозер Б170М1.03ВР
Рис.4. Грунтовый каток ДУ-85
Рис.5. Автомобильный кран КС-55713-1
Рис.6. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и
вылета стрелы
2.6. Работы по устройству
вертолетной площадки следует выполнять, руководствуясь требованиями
следующих нормативных документов:
-
СП 48.13330.2011 . Организация
строительства;
-
СНиП 3.01.03-84 . Геодезические
работы в строительстве;
-
СНиП 3.02.01-87 . Земляные
сооружения, основания и фундаменты;
-
СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;
-
СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные
дороги. Правила производства работ;
-
СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;
-
Пособие к СНиП 2.05.07-85 .
Проектирование земляного полотна и водоотвода железных и
автомобильных дорог промышленных предприятий;
-
СНиП 12-03-2001 . Безопасность
труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
-
СНиП 12-04-2002 . Безопасность
труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
-
РД 11-02-2006 . Требования к
составу и порядку ведения исполнительной документации при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства и требования, предъявляемые к актам
освидетельствования работ, конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения;
-
РД 11-05-2007 . Порядок ведения
общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В соответствии со СП
48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения
строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в
установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и
разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение
работ без разрешения запрещается.
3.2. До начала
производства работ по строительству вертолетной площадки необходимо
провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том
числе:
-
назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное
выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;
-
провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
-
разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы
и инвентарь;
-
устроить временные проезды и подъезды к месту производства
работ;
-
обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления
производством работ;
-
установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения
строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих,
приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
-
обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной
защиты;
-
подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого
необходимого оборудования;
-
обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и
средствами сигнализации;
-
составить акта готовности объекта к производству работ;
-
получить разрешения на производство работ у технадзора
Заказчика.
3.3. Перед устройством
вертолетной площадки должны быть выполнены следующие
подготовительные работы:
-
произведена геодезическая разбивка площадки;
-
подготовлены площадки для складирования материалов;
-
устроены временные подъездные дороги;
-
подготовлены к работе машины и механизмы;
-
подготовлен инвентарь, приспособления и средства для безопасного
ведения работ.
Завершение
подготовительных работ фиксируют в Общем
журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
3.4. Геодезическая
разбивка
3.4.1. Геодезическая
разбивка площадки заключается в обозначении её размеров на
местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и
вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют
на местности положение осей, а при вертикальной - расчетную высоту
площадки. Разбивку ведут от оси подъездной автодороги.
3.4.2. Разбивку площадки
начинают с нахождения и закрепления продольной оси подъездной
автодороги, выполняя следующие действия:
-
восстанавливают ось подъездной дороги;
-
измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от центра площадки до
указанного ПК на продольной оси дороги;
-
забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;
-
центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между
продольной осью дороги и осью площадки, он должен быть равным
проектному значению;
-
закрепляют полученную продольную ось площадки четырьмя контрольными
столбиками, по краям, центру и у продольной оси подъездной
дороги;
-
переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а
также отметки верха земляного полотна и каждого слоя дорожной
одежды;
разбивают очертания
площадки по схеме (см. рис.7) с закреплением её контуров колышками,
забитыми на расстоянии 1,0-1,5 м от бровки площадки.
Рис.7. Разбивочная схема вертолетной площадки и конструкция покрытия
Закрепительные знаки
(колышки с отметками) сохраняются до сдачи площадки заказчику.
Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу
восстановить.
3.4.3. Выполненные работы
предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта
приёмки геодезической разбивки площадки, в соответствии с СНиП 3.01.03-84 .
3.5. Срезка
растительного слоя грунта
3.5.1. При срезке
растительного слоя грунта технологической картой предусматривается
следующая последовательность работ:
-
срезка "челночным способом" растительного слоя грунта I, II группы
бульдозером и перемещение в отвалы на границах площадки;
-
складирование и окучивание грунта.
3.5.2. При срезке грунта
растительного слоя бульдозером Б170М1.03ВР
"челночным
способом" заполнение отвала грунтом, его перемещение производится
при движении бульдозера вперед, а холостой ход - при движении
бульдозера задним ходом по той же прямой.
Площадь участка
строительства разбивают на пять захваток. Сначала бульдозер срезает
грунт растительного слоя на продольной захватке и транспортирует
его в ближайший отвал, путь перемещения грунта выбирается по
кратчайшему расстоянию, поверхность пути перемещения следует
предварительно выровнять бульдозером.
По окончании работ на
первой захватке бульдозер разворачивается и ведет работы на второй
продольной захватке. Срезка грунта растительного слоя бульдозером
на первой и второй захватках ведется от середины участка в обе
стороны, образуя двухстороннее размещение отвалов. Затем срезают
грунт на третьей захватке расположенной у дальней стороны площадки,
перпендикулярно первой и второй; затем на четвертой и пятой
расположенным у выхода с вертолетной площадки перпендикулярно
первой и второй захваткам (см. рис.8).
Рис.8. Схема производства работ при срезке растительного слоя грунта бульдозером
3.5.3. Полный цикл работы
бульдозера состоит из операций:
-
опускание отвала и установка его в требуемое положение;
-
зарезание и заполнение отвала грунтом;
-
перемещение грунта растительного слоя к месту укладки;
-
разгрузка (укладка) грунта растительного слоя в отвал;
-
возвращение бульдозера в забой.
3.5.4. Повышение
производительности бульдозеров, используемых при разработке грунта
растительного слоя, может быть достигнута за счёт совмещения
операций:
-
подъёма отвала с разгрузкой и разравниванием грунта;
-
опускания отвала с переключением передачи трактора и началом
движения бульдозера задним ходом.
3.5.5. Зарезание грунта
растительного слоя производится на прямых участках по клиновой
схеме. Клиновая схема зарезания грунта с применением переменного
(по высоте) заглубления отвала обеспечивает наиболее полное
заполнение его грунтом и использование тяговых возможностей
трактора. Для обеспечения зарезания грунта и его набора режущая
кромка ножа отвала бульдозера всегда должна быть острой.
При срезке грунта
растительного слоя нож отвала бульдозера устанавливается под углом
до 60° к горизонтальной поверхности.
3.5.6. Транспортирование
грунта растительного слоя на подъем более 10° (1:5,6) должно
производиться только в исключительных случаях, так как
производительность бульдозера при этом значительно снижается.
3.5.7. Разгрузка грунта
растительного слоя в насыпи производится резким поднятием отвала в
конце транспортировки на расстоянии от 1,0 до 1,5 м при движении
бульдозера вперед и последующим разравниванием отсыпаемого грунта
тыльной стороной отвала при заднем ходе бульдозера. Перемещение
грунта растительного слоя при коротких расстояниях или на подъём
производится на первой передаче трактора, а при более значительных
расстояниях - на второй передаче. Разгрузку грунта растительного
слоя следует производить на скорости той передачи, на которой
выполняется перемещение грунта бульдозером.
3.5.8. Обратный
(холостой) ход бульдозера следует выполнять при повышенных
скоростях.
3.5.9. Перемещенный в
отвал грунт растительного слоя следует предохранять от размыва и
выветривания путем устройства обваливания, уплотнения, укрытия.
3.5.10. При планировке
поверхности бульдозером предусматривается перемещение грунта на
расстояние до 30 м. Планировка ведется полосами, равными ширине
отвала бульдозера, при рабочем ходе в одном направлении.
3.5.11. Выполненные
работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания
Акта освидетельствования скрытых работ по срезке растительного слоя
грунта с площадки строительства, в соответствии с Приложением
3 , РД-11-02-2006
и разрешения последующих работ по устройству насыпи.
3.6. Возведение
насыпи площадки
3.6.1. При возведении
насыпи выполняют следующие работы:
-
разработка грунта в карьере экскаватором;
-
отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами;
-
разравнивание грунта бульдозером;
-
увлажнение грунта (в случае необходимости);
-
планировка поверхности слоя насыпи бульдозером;
-
уплотнение слоя насыпи грунтовым катком;
-
зачистка и окончательная отделка откосов насыпи экскаватором.
3.6.2. До начала
производства работ по возведению насыпи, необходимо произвести
расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи, в том числе:
толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи.
Толщина слоя принимается
в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется
грунтовый каток ДУ-85
для песка пылеватого и супеси,
из которых отсыпается насыпь площадки толщина уплотняемого слоя
равна 35-45 см.
3.6.3. Грунт для отсыпки
насыпи разрабатывается при трассовом резерве экскаватором
Volvo EC-290B
и доставляется на место производства работ
автосамосвалами КамАЗ-65115
(см. рис.9). Завезенный
грунт выгружается из автомобилей самосвалов на поверхность площадки
кучами. Расстояние между центрами выгружаемых куч грунта равно,
Рис.9. Устройство насыпи площадки из карьерного грунта
Выдерживание требуемого
расстояния будет не только гарантией нужной толщины отсыпаемого
слоя грунта и обеспечения качества его уплотнения, но и позволит
минимизировать работу бульдозера по разравниванию куч и получить
экономию времени и ГСМ. Прием грунта на месте выгрузки осуществляет
дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход
автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы
не создавалась колейность и обеспечивалась более равномерное
уплотнение слоя. Отсыпку грунта в насыпь следует производить от
краев к середине слоями на всю ширину площадки, включая откосы.
Ширина отсыпки насыпи принята на 0,5 м больше с каждой стороны, для
уплотнения краевых частей, прилегающих к откосу. Последующая
подсыпка краевых или откосных частей не допускается.
Вертодром предлагается строить на основе существующего аэродрома Смышляевка, ввиду экономии затрат на строительство летной полосы и его географического положения.
Смышляевка -- аэропорт местных воздушных линий города Самара. Расположен на восточной окраине Самары (в 15 км к востоку от центра города) в микрорайоне Аэропорт-2, входящем в черту города. Аэродром Смышляевка 4 класса, способен принимать самолёты типа Ан-2, Л-410 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. С 15 июня 2012 года аэродром закрыт, преобразован в посадочную площадку и используется для производства авиационных работ.
Рисунок 7 - Схема аэропорта Смышляевка
Требования к посадочным площадкам для вертолетов
В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» разработанных в соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» посадочные площадки должны отвечать следующим требованиям.
Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.
На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - зона FATO) и зона безопасности.
Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.
Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:
Для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг - поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;
Для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.
Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.
Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.
На посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне нее.
Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета (11,5 метров), для полетов которого рассчитана данная зона.
Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.
Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.
Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.
В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.
Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.
Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.
В случае:
Если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;
Если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.
Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.
Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.
На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45° от границы зоны безопасности до высоты 10 м.
В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки, включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы воздушных подходов должно быть не менее 2D (27,5 метров).
При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических характеристик вертолетов.
Место стоянки вертолета должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки. В данном случае диаметр круга равен 16,5 метров.
Если место стоянки используется для разворота вертолета:
а) вокруг него располагается защитная зона, которая простирается в стороны на расстояние 0,4D (5,5 метров) от границы места стоянки;
б) минимальный размер места стоянки и защитной зоны должен быть не менее 2D.
Если на посадочной площадке предусматривается одновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, защитные зоны мест стоянки вертолетов и связанные с ними маршруты руления не перекрываются.
Если предусматривается неодновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, допускается перекрытия защитных зон мест стоянки вертолетов и связанных с ними маршрута руления.
Если место стоянки вертолета предназначено для руления по земле вертолетов, имеющих шасси с колесами, его размеры должны учитывать минимальный радиус разворота вертолетов, для размещения которых предназначено место стоянки.
Если место стоянки вертолета используется для сквозного руления по земле, то минимальная ширина места стоянки и соответствующей защитной зоны должна быть не менее ширины наземного маршрута руления.
Центральная зона места стоянки вертолета должна выдерживать статическую нагрузку и нагрузку, обусловленную движением вертолетов, для обслуживания которых она предназначена и должна иметь:
а) диаметр не менее 0,83D вертолета, для обслуживания которого она предназначена;
б) ширину не менее ширины наземной РД для руления по земле, если место стоянки вертолета предназначено для выполнения сквозного руления по земле.
Допускается совмещение зоны TLOF и места стоянки.
Уклон места стоянки вертолета в любую сторону не должен превышать 2%, если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна.
Места хранения вертолетов, на которых не будет производиться запуск двигателей, должны иметь размеры, необходимые для безопасного хранения вертолетов.
Ширина наземной РД для руления по земле равняется не менее 1,5 размера колеи вертолета, для обслуживания которого предназначена РД.
Пространство над РД для руления по земле освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии на расстояние не менее 0,75D вертолета, для руления которого предназначена РД.
Продольный уклон РД для руления по земле вертолетов не должен превышать 3%, поперечный уклон не более 2%.
На РД для руления по земле вертолетов не допускается наличие каких-либо объектов, за исключением ломких объектов, которые вследствие своего функционального назначения должны там находиться.
РД для руления вертолетов по земле должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить воздействие незакрепленных предметов на вертолет.
РД, предназначенные для руления по земле вертолетами и самолетами, должны соответствовать наиболее строгим требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.
Ширина РД для руления по воздуху должна быть не менее 2 размеров колеи наибольшего вертолета, для руления которого предназначена РД.
Пространство над РД для руления по воздуху освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии РД на расстоянии не менее диаметра несущего винта вертолета, для руления которого предназначена РД, поверхность под указанным пространством должна быть пригодной для аварийной посадки и должна исключать повреждение вертолетов незакрепленными предметами.
Поперечные и продольные уклоны поверхности РД для руления по воздуху для вертолетов не должны превышать 10% и 7% соответственно или не должны превышать ограничений уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолетов, для руления которых рассчитана РД.
Вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку - букву «Н» белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву «Н» красного цвета на фоне белого креста.
Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных на рисунке 8.
Рисунок 8 - Опознавательная маркировка посадочной площадки при учреждении здравоохранения.
Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.
Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.
Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.
Рисунок 9 - Схема маркировки посадочной площадки с искусственным покрытием
Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются в соответствии с настоящими правилами.
Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки.
1 - рабочая площадь посадочной площадки; 2 - усеченный конус или призма; 3 - флажки-ориентиры или дорожный сигнальный конус или автопокрышка
Рисунок 10 - Обозначение рабочей площади вертолетной посадочной площадки без искусственного покрытия
На месте стоянки вертолетов с искусственным покрытием маркируется граница центральной зоны желтой или оранжевой линией шириной не менее 0,15 м.
Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг, размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.
На искусственном покрытии осевые линии РД для руления по земле и РД для руления по воздуху маркируются пунктирной линией желтого или оранжевого цвета шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.
Маркировка маршрутов руления по воздуху над поверхностями без искусственного покрытия может быть выполнена флажками или дорожными сигнальными конусами или покрышками.
Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных на рисунке 11
Рисунок 11 - Размеры ветроуказателя
Государственный проектно-изыскательский
и научно-исследовательский институт
АЭРОПРОЕКТ
РУКОВОДСТВО
по ПРОЕКтированию вертодромов
И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АвИАЦИИ
(дополнено вертолетами Ми-26, Ка-32)
Отдел научно-технической информации
Москва, 1970
В «Руководстве» приведены основные определения, общие положения и составные элементы вертодромов и посадочных площадок, состав зданий и сооружений, требования к взаиморасположению на вертодроме грунтовой летной полосы или ВПП, МС, РД, швартовочных площадок и перронов, расчетные нагрузки для взлетно-посадочных платформ, трапов в якорных креплений швартовочных площадок и МС, а также нагрузки приходящиеся на основные и передние опоры вертолета на стоянке.
На основании летных испытаний ГосНИИ ГА даны размеры рабочей площади вертодромов (посадочных площадок) к воздушных подходов к ним, обеспечивающих безопасность эксплуатации вертолетов.
Настоящим «Руководством» следует пользоваться при изысканиях, проектировании и эксплуатации вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для вертолетов гражданской авиации.
Ранее изданные «Технические требования к вертодромам ГВФ» (приказ ГУГВФ №784 от 20.12.63 г.), а также разделы других руководящих документов, касающиеся размеров наземных вертодромов, посадочных площадок и воздушных подходов к ним, считать утратившими силу.
Руководство по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации разработано ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» при участии ГосНИИ ГА и утверждено Министерством гражданской авиации 25.06.1970г.
Ответственные исполнители: старший научный сотрудник ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» кандидат технических наук Бородач А.И. и начальник отделения ГосНИИ ГА Бубнов А.А.
УДК 625.712.65:629.735.45
Редактор А.М. Назаркина, исправление и дополнение Я.В. Мороз
1. Общие требования 6
2. Летные полосы и воздушные подходы к ним 7