Вид красивых декоративных ворот на фоне соответствующего забора всегда впечатляет прохожих, а если они еще и сделаны руками хозяина, то впечатляют вдвойне. Сказать, что создать самостоятельно въездную группу участка легко, значит обмануть читателя. Но и то, что это нереально, тоже утверждать нельзя. Сделать правильно ворота своими руками сложно, но выполнимо.
Предпочтение распашной конструкции
Начинающие мастера, конечно, не рискнут сразу же мастерить в домашних условиях сложные конструкции с замысловатыми механизмами, а всем известные и полюбившиеся конструкции распашных ворот изготовить и установить можно и попробовать своими силами.
Но, прежде чем начинать творить в саду из подручного материала или из досок, лучше все-таки сделать или заказать чертеж ворот, произвести расчет количества необходимого материала, обеспечить рабочее место оборудованием и инструментом, и только после этого можно изготавливать ворота своими руками к садовому забору, или же, к парадному въезду частного поместья.
Предпочтение чаще отдают такому варианту, как распашные конструкции по нескольким причинам:
- они несложные в изготовлении;
- в сравнении с другими въездными группами, требует меньших затрат на материал и сил на изготовление;
- качественно изготовленное изделие прослужит долго своему хозяину;
- огромный выбор материала для обшивки;
- возможность установки автоматики;
- масса вариантов декорирования;
- простая эксплуатация.
Перечисленные достоинства сопровождаются всего одним, но значимым недостатком – нужно необходимое расстояние для открывания створок ворот внутрь или наружу двора. А садовые участки не всегда имеют достаточное пространство. Но если такой проблемы нет, то можно смело приступать к изготовлению.
Элементы ворот
Это самая древняя конструкция, которая подвергалась видоизменениям столетиями, но принципиально ничего не изменилось, все составляющие элементы остались прежними:
- Опорные столбы – важная часть ворот, которая удерживает на себе весь вес створок и ветровую нагрузку. Поэтому к их установке нужно отнестись с предельной серьезностью. Материалом чаще выступает металл. И даже если опоры из кирпича, то сердцевина их в любом случае будет металлическая, так как крепить петли для створок нужно к металлу.
- Створки ворот состоят из рамы, материалом которой может быть как металл, так и дерево. Хотя более популярен все тот же металл, так как он прочнее, надежней и долговечнее.
- Об отделке, то есть обшивке створок мы уже упоминали, но это тоже неотъемлемый атрибут конструкции, и о весе материала не стоит забывать. Чем тяжелее обшивка, тем надежнее нужно делать раму, учитывая ветровую нагрузку региона.
- Петли для конструкции тоже играют немаловажную роль, так что при их подборе желательно не задумываться об экономии, лучше это сделать на чем-нибудь другом.
- Замки, задвижки, фиксаторы и прочие аксессуары хозяин подбирает на свое усмотрение, но также с учетом общего веса конструкции.
С общим видом изделия мы разобрались, поэтому можно приступать к размышлениям о том, как сделать ворота по чертежу и рассчитать материал.
Зачастую место монтажа изделия напрямую влияет на материал и внешний вид изделия. Если, например, нужно поставить выездные ворота на практически незаметном заднем дворе или на садовом участке, или просто оградить временным забором и въездными воротами строительный участок, то и требования к конструкции будут упрощены.
Для парадных декоративных въездных проемов и требования более жесткие, соответственно и затраты на все мероприятие могут удвоиться.
Выбор материала имеет прямое отношение к размеру въездной группы, весу конструкции и многих других факторов, включая природные.
Но по утверждению специалистов, для рамы створок чаще используют профильную трубу сечением 60*40 мм, где толщина металла 1,5 – 2 мм. Может подойти и труба с сечением 40*20 мм, все зависит от веса обшивки.
Сечение трубы для опорных столбов тоже зависит от веса конструкции, но лучше руководствоваться знаниями специалистов, которые утверждают:
- для общего веса створок, не превышающего 150 кг можно использовать трубу с сечением 80*80 мм и толщиной металла 4 мм;
- выше 150 кг и до 300 кг – желательно применять трубу 100*100 мм с толщиной 5 мм;
- выше 300 кг, применяется труба 140*140 мм, с толщиной 5 мм.
Относительно петель, можно выбирать любые механизмы – регулируемые или нерегулируемые, но материал, из которого они изготовлены, должен быть качественный, чтобы механизмы смогли выдерживать вес створок ворот, сделанных самостоятельно.
Монтаж опорных столбов
Может кто-то и думает, что самодельные въездные изделия в саду или на участке никогда не получатся аккуратными и красивыми. Но, как показала практика, если подойти к изготовлению со всей ответственностью и даже педантизмом, то можно своими трудами превзойти ту продукцию, которая предлагается на строительном рынке.
Сделанные ворота своими руками, будь они самые простые дачные, изготовленные из подручного материала, но правильно просчитанные и изготовленные строго по чертежу, будут необычные и уникальные.
Итак, строим, соблюдая размеры, расстояния и постоянно измеряем правильность всех углов, вертикалей и горизонталей.
В первую очередь следует установить опорные элементы, на которые будут повешены створки. В столбах из кирпича должны быть предусмотрены закладные элементы. К ним приваривается одна часть петель.
Если сделать опоры садовых ворот предполагается металлическими, то их следует обязательно укрепить. Для этого пробуривают лунки на глубину 80 – 120 см, дно лунки засыпается песком или щебнем, по уровню устанавливаются столбы, закрепляются деревянными или металлическими распорками, заливаются цементным раствором и утрамбовываются.
Расчет и сварка рам
Пока раствор застывает, можно приступать к изготовлению рам. Здесь без сварки не обойтись. Строго по размерам отрезанные трубы, с помощью сварки соединяются между собой. Важно процесс сварки проводить на специальном столе или на ровной поверхности, чтобы не получился перекос.
Сварка должна проходить поэтапно. Сначала прихватываются все детали в нескольких местах, затем, проверяется правильность сварки по диагонали и по углам, если все предельно точно, то можно приступать к чистовой сварке.
Если для изготовления садовых ворот применяются ржавые трубы, то перед сварочными работами желательно очистить их от ржавчины. Тогда швы получатся более ровные и качественные.
После сварки следует тщательно зачистить все швы, покрыть рамы грунтовкой, дождаться полного высыхания и покрасить.
Для стандартной рамы понадобится следующий материал:
- периметр рам и перемычки можно изготовить из трубы 60*40 мм. В общей сложности нужно будет приобрести 22 м;
- внутренний каркас для усиления рам изготавливается из трубы 40*20 мм, для него понадобится 15 м. На этот внутренний каркас и будет крепиться обшивка.
Поскольку трубы продаются в погонных метрах, то лучшим вариантом будет заказать нужные размеры, соответствующие размерам схемы. Такой подход имеет двойную выгоду – не нужно будет в домашних условиях замерять и отрезать нужную длину, а также упростится доставка.
Размеры изделий
В идеале, ворота следует строить вместе с забором. Но бывают случаи, когда появляется необходимость расширить проезд, или вышли из строя старые изделия, тогда следует перед изготовлением новых конструкций произвести расчет предельно точно.
И желательно, чтобы стилистическое решение полностью импонировало забору. Если, например, забор из кирпича, то для столбов ворот такого забора обязательно придется применять кирпич. Если забор садового участка невысокий и сделан из досок, то вариант декоративных высоких кованых ворот такому забору вряд ли будет гармонировать.
При проведении замеров и расчете материала следует учитывать покрытие подъездных путей. Если на территории въезда находится асфальт, бетон или плитка, то достаточно оставлять просвет 5 см. А когда садовая дорога заросла травой, то в таком случае лучше оставлять просвет 10 см для беспрепятственного открывания створок.
Также желательно предусматривать зазор между створками, чтобы нивелировать небольшое смещение столбов от времени.
Монтаж створок
Этот процесс начинается с крепления петель, которые привариваются к основной раме створки и к опорным столбам. Если столб выполнен из кирпича, но закладной элемент предусмотрен не был, то к кирпичу дюбелем прикрепляется швеллер, а к нему привариваются петли. Ну а если в столбе из кирпича все предусмотрено, то проблем с креплением петель не должно возникнуть.
Кстати, эти небольшие, но важные элементы тоже имеют свои инструкции по монтажу, которые идут в комплекте. Поэтому лучше перед сварочными работами внимательно изучить инструкцию.
Когда все сварочные работы закончены, следует сделать контрольную зачистку швов и покраску. Только после высыхания краски можно производить монтаж створок на петли.
Далее, проводится монтаж всей оставшейся фурнитуры – замков, задвижек, фиксаторов, автоматики. Эти элементы въездной группы, бесспорно, должны монтироваться строго по схемам, прилагаемым в комплектах. И если задвижку еще можно прикрепить без инструкции, то произвести монтаж автоматики без схемы не получится, да и замок сложно прикрепить без внимательного изучения схемы или инструкции.
Финишная отделка
Обустройство ворот любой сложности позволяет значительно сэкономить на приобретении и возведении предлагаемых готовых комплектов. Не зря большинство домашних мастеров с огромным рвением берутся самостоятельно выполнять любую строительную работу у себя в квартире или загородном доме. Ворота являются лицом каждой постройки, поэтому требуют при монтаже определенных знаний и умений. Для того чтобы разобраться, как правильно собрать долговечные и качественные железные ворота своими руками, потребуется определить особенности популярных материалов, из которых они изготавливаются, и выбрать для себя оптимальный тип.
Въездные ворота должны строго вписываться в экстерьер стиля и архитектуру дома, а также соответствовать высоте и дизайну забора . Если ограда и коттедж деревянные, то металлические ворота с элементами ковки вряд ли смогут найти общую гармонию вместе с ними. Однако представленный вид ворот будет органично сочетаться с каменными или коваными заборами.
Не стоит забывать про немаловажный элемент всего ограждения – калитку . Ее классическая ширина составляет 1,2–1,3 м. Это оптимальное значение обеспечивает свободный проезд велосипеду, стандартной детской коляске и пр.
Как правило, средняя длина въездной конструкции варьируется в диапазоне от 2,2 до 2,4 м, а высота – от 1,6 до 2 м. Когда через ворота планируется въезд грузовых автомобилей, то целесообразнее всего последнее значение увеличить до 3,5–4 м. В настоящее время наиболее используемым видом является распашной тип ворот.
Перед тем как приступить к процессу изготовления, стоит выполнить подготовительные мероприятия. Один из таких – подбор инструмента. Требуемый инвентарь включает в себя:
- строительную рулетку;
- пару струбцин;
- молоток;
- сварочный аппарат;
- болгарку;
- чертежные принадлежности.
Всегда следует помнить о соблюдении техники безопасности. Перед выполнением работ с металлическими изделиями обязательно приобретите специальные защитные перчатки и очки, поскольку любая отлетевшая стружка или разогретые куски металла могут привести к травмам и увечьям!
Процедура создания представленного типа ворот включает в себя изготовление двух симметричных створок, которые надежно закрепляются на опорных столбах посредством петель. Рамы половин и столбы могут выполняться из металла или дерева. Принцип действия такой конструкции основан на открытии половин в противоположную друг от друга сторону.
Первоочередным мероприятием является подготовка и фиксация опорных элементов. Определившись на металлическом типе ворот, следует приобрести стальные трубы с диаметром не ниже 100 мм. В качестве альтернативы нередко используют квадратный или прямоугольный металлический профиль с сечением 40 мм.
Для этой цели потребуется забетонировать выбранные опорные элементы на глубине около 1,2–1,5 м. При их установке следует учитывать тип грунта и вес будущей конструкции. Нелишним будет предварительно рассчитать ширину каждой из створок, поскольку неоправданные излишки материала могут привести к увеличенным нагрузкам на петли при движении ворот и сильном ветре. Если предусмотрено изготовление мощных ворот, то стоит использовать не 4 петли, как в классическом варианте, а 6 для снижения давления и равномерного распределения веса. К каждой петле приваривается металлическая пластина толщиной 3–4 мм.
Важным моментом, от которого напрямую зависит вся целостность и прочность постройки, является надежная и качественная сварка пластины с петлей. Она должна быть выполнена по всем линиям соприкосновения двух элементов.
Следующий пункт работ предусматривает изготовление приопорных стоек для каждой из створок. Посредством болгарки необходимо подготовить из профиля с квадратным сечением два одинаковых куска, высотой на 20–30 см меньшей ворот. Далее к стойкам привариваются пластины, таким образом, чтобы получились максимально схожие два элемента. Затем с помощью струбцин они фиксируются на опорных столбах.
После следует обеспечить оптимальный зазор между стойкой и опорой. Для этой цели можно использовать небольшие деревянные прокладки. Минимальные значения этого показателя должны составлять порядка 3–4 мм, а классическая величина около 10–15 мм.
Выполнив все описанные мероприятия, приступаем к изготовлению верхней и нижней опорных балок. Замерив расстояние между опорными стойками, отрезаем от профиля два соответствующих куска. После чего с помощью уровня проверяем горизонтальность и вертикальность всей собранной конструкции и точечно прихватываем балки. Далее приступаем к изготовлению двух центральных соединительных элементов. Для этого необходимо вымерить расстояние между двумя опорными балками, подготовить два профильных отрезка и описанным выше способом зафиксировать на раме изделия с расстоянием 10–15 мм друг от друга. Затем проводим окончательный осмотр всех соединений и окончательно скрепляем все балки между собой.
Для увеличения жесткости и прочности необходимо каждый угол створок усилить стальными пластинами (8 заготовок толщиной 2–3 мм – по 4 штуки на каждую створку ворот). Все подготовленные страховочные изделия навариваются на раму с внутренней стороны.
Ворота выполняются из стали, художественной ковки, профнастила и т. д. На подготовленную раму привариваются внахлест два одинаковых куска выбранного материала.
Завершающий этап – распил рамы по центру. Обустройство единого основания для створок позволяет исключить возможные смещения и оставить минимальные зазоры между створками.
Окончательным штрихом является отделка внешней стороны. Тут разнообразие вариантов отделки зависит от вкусов и предпочтений хозяина, однако, общая концепция, присущая экстерьеру дома должна сохраняться.
Немаловажным атрибутом любого загородного дома является гараж для «железного друга». Приступая к изучению вопроса, как сделать надежные ворота для гаража , стоит разобраться также в многообразии типов и выделить наиболее подходящий вариант.
Развитие современных технологий позволяет использовать в своем обиходе все новые и новые виды конструкций въездных ворот . Наиболее часто используемыми типами являются:
- распашные;
- подъемные;
- секционные;
- роллетные.
В ассортименте многих магазинов представлены уже готовые комплекты, предназначенные для самостоятельного монтажа, с приложенным описанием хода всех работ. Однако, приступая к сборке гаражных ворот, необходимо усвоить ряд требований к их возведению. Наиболее важными из них являются:
- обеспечение свободного проезда (размеры ворот устанавливаются в зависимости от габаритов хранящегося транспорта, оптимальный запас пространства с каждой стороны при въезде автомобиля должен быть не менее 30–40 см до опорных стоек конструкции);
- надежная защита от взлома (наиболее прочный материал – оцинкованный стальной лист толщиной 3–4 мм);
- стойкость к воздействиям окружающей среды (надежная и качественная обработка поверхностей, в сочетании с усиленной рамой).
Технология сборки ворот для гаража аналогична монтажу въездной конструкции, однако, может предусматривать установку замков и запорных механизмов. Целесообразнее всего останавливать свой взор на надежном засове или фиксации посредством штырей. Первый вариант предусматривает наваривание специальных петель на раму ворот и фиксацию посредством запорной балки, но такая вариация требует наличие калитки. Второй способ подразумевает забивку в грунт отрезка трубы, в которую впоследствии будет погружаться подвижный прут.
В заключение останется только покрасить все элементы и при желании утеплить изнутри створки ворот . Если у вас есть собственный опыт по изготовлению железных ворот, то оставляйте комментарии в конце этой статьи. А в помощь начинающим мастерам представлены фотографии и схемы возможных конструкций ворот.
Видео
В предоставленном видеоматериале показывается принцип изготовления железных ворот:
Фото
На фото изображены различные варианты железных ворот:
Схемы
Схемы помогут вам соорудить необходимую конструкцию ворот:
Надежные, удобные в использовании и простые в изготовлении металлические ворота отлично подходят для установки на загородных участках, дачных территориях и любых других объектах. Сборку и монтаж рассматриваемой конструкции можно выполнить своими руками. Это достаточно просто и гораздо выгоднее, нежели поручать ту же работу профессионалам. Чаще всего на индивидуальных участках устанавливаются распашные металлические ворота. Это наиболее простая в сборке система, с устройством которой можно безо всяких проблем справиться своими руками.
Перед началом работ по устройству металлических ворот необходимо подготовить подробный грамотный проект возводимой конструкции. Самое главное – определить оптимальные габариты.
Так, если через ворота будут проезжать грузовые автомобили, ширина конструкции должна составлять 350-400 см. Для легковых машин будет достаточно ширины в 250 см.
Что касается высоты, для ворот на частных территориях обычно достаточно показателя в 200-250 см. Все, опять-таки, зависит от размеров автомобиля.
Дополнительно предусмотрите в проекте некоторый промежуток между поверхностью земли и каркасом ворот. Благодаря этому промежутку вы сможете открывать ворота в снежную погоду.
Особенности конструкции ворот
В основе конструкции металлических ворот лежит каркас. Для сборки каркаса обычно используется обыкновенная труба диаметром 2-4 см. Также каркас можно сделать из профиля с квадратным сечением.
Каждую створку ворот необходимо оснастить 1-2 горизонтальными прожилинами, благодаря которым будет обеспечена более высокая жесткость системы. Вместо горизонтального расположения прожилин можно выбрать другие варианты, к примеру, разместить одну поперечную горизонтальную прожилину и две диагональные.
Для самостоятельной сборки ворот нужно владеть навыками обращения с болгаркой, элементарными измерительными приборами, аппаратом для сварки, шуруповертом, буром. При отсутствии должных навыков придется потратить некоторое время на обучение.
Для закрепления створок можно использовать саморезы, однако лучше всего выполнять стандартное крепление с помощью петель. Для одной створки достаточно пары петель диаметром 2 либо 3 см.
Опорные столбы изготавливаются из профилированной трубы 2х4 см или круглой трубы диаметром 7-7,6 см.
Опоры можно возводить непосредственно из труб, вкопанных в землю и закрепленных бетонным раствором. Также существует вариант, в соответствии с которым трубы устанавливаются в кирпичные столбы. В кирпичной кладке должна присутствовать пара закладных деталей. К ним будут приварены навесные стойки самодельных ворот.
Запорный механизм металлических ворот обычно имеет форму буквы «Г» и изготавливается из железного штыря. Элементы механизма устанавливаются внизу каждой воротной створки.
В месте фиксации створок в земле создаются специальные крепежные отверстия. Для их устройства удобно использовать металлические трубы. Подбирайте такие трубы, чтобы их внутренний диаметр примерно на 1 см превышал толщину стопорного механизма. Желательно, чтобы длина этих труб не превышала 500 мм.
Для обшивки металлического каркаса удобнее всего использовать профилированные листы. Современный профнастил прекрасно вписывается в дизайн любого участка. Подбирайте такой материал, чтобы он хорошо сочетался с забором. Профлист, как правило, закрепляют на высоте порядка 50-70 мм от основания.
Что нужно для работы: список инструментов и материалов
Предварительно подготовьте все, что вам понадобится в процессе выполнения рассматриваемой работы.
Набор для самостоятельной сборки металлических ворот
1. Трубы упоминавшихся ранее размеров.
2. Кирпич.
3. Цемент марки не ниже М400.
5. Металлопрофиль.
7. Молоток.
8. Заклепки.
9. Саморезы.
10. Карандаш.
11. Измерительные инструменты (угломер, рулетка).
12. Наждак.
13. Болгарка.
14. Кисточка и краска (если вы планируете красить ворота после установки).
Пошаговая инструкция по сборке и установке ворот
Первый этап – изготовление опор
Подготовьте материалы для сборки воротных опор и соберите их в единую конструкцию. В качестве основы можете использовать трубы и металлопрофиль. Также вам понадобится швеллер. Важно, чтобы ширина полки швелера составляла не меньше 10 см. Чем прочнее будет опора, тем дольше простоит вся конструкция.
Второй этап – монтаж опор
Воротные опорные столбы будут подвергаться повышенной нагрузке, в особенности при закрытии и открытии конструкции. Поэтому на этапе монтажа опор от вас потребуется гораздо большая ответственность, нежели при монтаже прилегающего забора.
Опоры вкапываются в землю и заливаются бетонным раствором либо же обкладываются кирпичным основанием. Также существует вариант установки опор непосредственно на кирпичные основания, но для новичка правильно выполнить такой монтаж очень сложно.
Навесы сделайте из гаражных петель. Количество петель подбирайте в соответствии с размером и весом створок. В большинстве случаев достаточно двух петель на каждую створку. Если же створки очень массивные, увеличьте общее количество петель до шести штук.
К обеим сторонам каждой петли приварите стальные пластины толщиной порядка 5 мм. Пластины следует приваривать по всей площади касания.
Третий этап – устройство приопорных столбов
Эти стойки сделайте из металлопрофиля квадратного сечения. Отрежьте пару кусков одной длины. Непосредственно длина этих частей должна быть приблизительно на 20-30 см меньше, чем высота воротных створок.
Приварите пластины навесных петель к готовым столбам. У вас должно получиться две одинаковые по размерам и пространственной ориетации конструкции.
Закрепите готовые конструкции на установленных опорах. Крепление выполняйте так, чтобы между приопорным столбом и опорной конструкцией оставался зазор шириной не более 3-4 мм.
Отрежьте верхнюю часть металлопрофиля подходящей длины и закрепите отрез на верхних точках опорных стоек.
Полностью скрепите все элементы конструкции с помощью сварочного аппарата. Сварку выполняйте точечно.
Четвертый этап – завершающий
Установите центральные стойки в количестве двух штук по центру металлических ворот. Монтаж выполняйте так, чтобы между упомянутыми элементами остался зазор порядка 1 см. Центральные стойки нужно «проточковать» сваркой. Стальные пластины же основательно привариваются к опорным стойкам.
Для усиления самодельных ворот возьмите лист стали толщиной порядка 50 мм и разрежьте его на 8 частей. Закрепите полученные части по углам воротных створок. В завершении нужно разделить конструкцию на 2 части при помощи обыкновенной болгарки, чтобы получить две одинаковые створки.
По возможности сделайте зазоры в пару миллиметров в петлях. Эти промежутки позволят избежать смещения воротных створок в будущем.
В завершении можете выполнить финишную отделку готовых ворот предпочитаемым материалом, к примеру, покрасить.
На современном рынке доступно множество средств и приспособлений, позволяющих выполнить автоматизацию самодельных металлических ворот. Если вам уже надоело перемещать створки вручную, купите обыкновенный линейный электропривод, и проблема будет решена!
Рассматриваемое средство автоматизации состоит из двух линейных электроприводов и блока управления. Также в состав конструкции входит электромагнитный замок, специальная антенна и сигнальная лампа.
Для питания средства автоматизации подходит обыкновенная бытовая электросеть на 200 Вт.
Автоматизация ворот может выполняться в соответствии с тремя разными методами. Конкретный метод подбирается с учетом того, в каком направлении открываются створки ворот. Они могут открываться вовнутрь, наружу либо вовнутрь с доработкой опорных столбов. Новичкам лучше всего отдавать предпочтение варианту с открытием створок наружу.
Блок управления может устанавливаться справа или слева. Конкретные рекомендации по установке приводятся в прилагающейся инструкции. Также в инструкции указываются требования в отношении сечения проводов. Уточните все эти моменты до начала выполнения работ по автоматизации.
Непосредственно процесс установки различается для разных моделей автоматизационны х систем. Конкретную схему рассматривайте в индивидуальном порядке. Ее вы найдете в инструкции к своему прибору.
Важно знать одну общую особенность установки для всех систем – привод должен размещаться на определенном расстоянии от опорного столба. Информацию насчет оптимального отдаления вы также сможете найти в инструкции к своему прибору.
После установки блока управления пользоваться воротами станет гораздо удобнее. Управлять положением створок можно со специального стационарного пульта или переносного устройства в виде миниатюрного брелока. Также существуют конструкции, которые автоматически раскрываются при приближении к ним автомобиля, но такой вариант больше подходит для раздвижных ворот.
Таким образом, в самостоятельном строительстве металлических ворот нет абсолютно ничего сложного. Вам нужно лишь определить оптимальные размеры конструкции, собрать основу, закрепить все необходимые элементы, а в завершении, если возникнет такое желание, выполнить простые работы по автоматизации системы. Следуйте инструкции, и все обязательно получится.
Удачной работы!
Видео – Ворота металлические своими руками
Задумав возведение любого типа ограждения для своего загородного дома или же во время строительства такого объекта, как автомобильный гараж, в любом случае встает вопрос о том, как сделать ворота собственными усилиями.
Виды ворот
Перед тем, как вы начнете закупать различные необходимые для дальнейшего строительства материалы, а также начинать сами работы, очень важно в целом понять, раздвижные ворота вы хотите, откатные ворота своими руками быстро сделать или же какой-либо другой вид.
Если не обратить своевременно внимание на все различные важные детали и выбрать таким образом не самую хорошую конструкцию, можно к несчастью обречь себя на дополнительные не только финансовые, но к тому же и временные затраты
Одним из самых простых вариантов, который на практике чаще всего можно увидеть в загородном доме – это распашные ворота с дополнительно встроенной или же непосредственно рядом установленной калиткой.
Такая конструкция ворот состоит прежде всего из двух столбов. Створки калитки, а также самих ворот при этом устанавливаются на петли, приваренные к опорным столбам.
В зависимости от пожеланий собственников дома и советов строителей они закрепляются иногда к внутренней стороне опоры, а иногда к внешней. Собственно в дальнейшем это окажет влияние на то, каким образом будут открываться створки ворот – наружу/вовнутрь.
Очень часто если фото ворот таких посмотреть, то можно заметить что они изготавливаются полностью из высококачественного дерева. Важный момент, на который стоит обратить внимание: при создании створок они ни в коем случае не должны оказаться чересчур массивными. В противном случае нагрузка на установленные петли и сами опорные столбы будет чересчур большой.
Всегда следует помнить о том что детали для подвеса по размерам, как и по свойствам прочности должны в идеале соответствовать весу выбранных створок.
Несмотря на то, что у данной конструкции есть огромное количество самых различных преимуществ в отличие от многих других, также у нее есть и свои минусы. Например, со временем может произойти наклон опорных столбов, или, что еще также бывает достаточно часто, провисание створок.
Однако стоит иметь в виду, что такого рода недостатки могут проявиться лишь в одном случае – если была изначально нарушена технология установки или если вес у створок был неверно подсчитан.
Преимущества раздвижных ворот
В последние несколько лет особенно популярными стали раздвижные ворота. В принципе чертежи ворот таких можно найти в свободном доступе практически на любом ресурсе. Их особенность заключается в том, что у них существует подразделение на несколько подвидов и выбирать прежде всего необходимо в зависимости от конкретных условий.
При этом стоит иметь в виду, что данный вариант ворот подходит только в том случае, когда есть достаточное пространство вдоль забора, который был установлен. В противном случае при открывании у подвижной створки просто не будет возможности перемещаться.
Задумав сделать откатные ворота, стоит иметь в виду, что их монтаж несколько сложнее, нежели, например, у ворот распашного типа. По бокам от проезда при установке этой популярной разновидности ворот чаще всего устанавливают достаточно громоздкие столбы прямо из белого или красного кирпича.
На них в дальнейшем монтируются ролики. Именно они поддерживают фиксаторы, а также скобы.
Подъемные ворота
Это идеальный вариант для последующего оснащения ими, например, гаража. Если вы подбираете идеальную защиту в виде ворот для закрытого проезда во внутренний двор дома, то данная разновидность ворот не подходит из-за того, что они ограничивают высоту.
При этом такие ворота всегда должны достаточно просто открываться и соответственно закрываться путем легкого поднятия и последующего сдвижения всего полотна резко вверх в ровное горизонтальное положение.
Чаще всего полотно для данного типа ворот создается из металла, который в дальнейшем обшивается или высококачественным деревом, или любым другим материалом.
Переходить к установке ворот следует в любом случае исключительно после того, как детально будут изучены абсолютно все чертежи и инструкции. Только тогда подготавливаются материалы, которые могут понадобится и собирается конструкция.
Обратите внимание!
Фото ворот своими руками
Обратите внимание!
Обратите внимание!
Автоматическое управление въездными воротами упрощает и делает более безопасным въезд автомобиля на участок или в гараж. Преимущества электрического привода очевидны - открыть и закрыть створки можно прямо из салона авто, а чтобы впустить в заснеженный двор машину гостей не придётся прощаться (хоть и ненадолго) с тёплым, уютным помещением. Высокая цена на качественную, заводскую автоматику вынуждает народных умельцев искать более доступные варианты. И они находятся. Сегодня надёжные автоматические ворота можно построить своими руками. Всё, что для этого понадобится, можно найти в гараже или за бесценок купить на рыночных развалах.
Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки
Если не брать во внимание чересчур оригинальные конструкции, то все существующие ворота можно разделить на три группы:
- откатные;
- распашные;
- гаражные.
Распашные конструкции имеют самую богатую историю и знакомы всем по двум створкам, которые при помощи петель крепятся к боковым опорным столбам. Такие ворота отличаются простотой и надёжностью, но требуют места для открывания перед въездом на участок или во двор. Распахивающиеся створки являются незаменимым вариантом для узких проездов и в сравнении с другими конструкциями обладают максимальной надёжностью. Самый большой минус ворот этого типа заключается в повышенных требованиях к устойчивости боковых столбов. Недостаточная жёсткость стоек со временем приводит к их наклону, а это, в свою очередь, вызывает заклинивание створок. Недостатком является и то, что для их автоматизации потребуется пара синхронно работающих приводов, в то время как другие системы нуждаются лишь в одном исполнительном механизме.
Для автоматического открывания распашных ворот потребуется пара синхронно работающих приводов
Откатные ворота имеют полотно, которое можно отодвинуть в сторону буквально вплотную к забору. В зависимости от опорной поверхности, откатные системы делятся на три вида:
Сдвижная система является наиболее практичной, поскольку не зависит от наличия места перед въездом.
Откатные ворота сегодня используются как в частных домовладениях, так и для оснащения автостоянок, открытых площадок и различных промышленных объектов
Что же касается минусов, то к ним можно отнести необходимость в обустройстве фундамента и более сложную, чем у распашных ворот, конструкцию. Кроме того, сдвигающееся в сторону полотно на узком участке не поставить - потребуется не менее 5 дополнительных метров в сторону от проезда. Несмотря на это именно откатные ворота легче всего поддаются автоматизации и отличаются самим высоким удобством и надёжностью в работе.
Хоть для обустройства гаража и подходят все описанные выше конструкции, «истинно гаражными» считаются подъёмно-поворотные, секционные и роллетные механизмы. Такие системы являются наиболее сложными для изготовления в кустарных условиях, поэтому домашними мастерами практически не используются.
Приводы для автоматизации
Превратить вращательное движение вала электромотора в поступательное движение исполнительного механизма можно несколькими способами:
- с помощью кривошипно-шатунного механизма;
- винтовой или червячной передачей;
- посредством рейки и зубчатого колеса;
- цепной передачей.
С использованием этих кинематических схем надёжный, работоспособный привод можно соорудить даже в условиях гаража или небольшой домашней мастерской.
Для распахивающихся створок
Чтобы сделать распашные ворота автоматическими, на их створки устанавливают приводы линейного или рычажного типа. К первым относятся механизмы с червячной или винтовой передачей, работающие по принципу изменения длины штока. Рычажными называют конструкции, принцип действия которых напоминает движение руки. Они состоят из двух рычагов, которые соединяются подвижным шарниром.
Заводской привод линейного типа
Чаще всего используют линейные приводы - их можно установить на распашные ворота со створками, которые открываются в любую сторону. Если же полотна навешены на каменные или кирпичные столбы, то проще применить один из рычажных механизмов - они не так требовательны к расположению точки опоры.
В кустарных условиях линейные системы для автоматического открывания ворот чаще всего представлены заводскими актуаторами для спутниковых антенн или самодельными приводами с винтовой передачей. Для рычажных конструкций также используются готовые механизмы - в их качестве выступают приводы автоматических стеклоподъёмников или стеклоочистителей. Что же касается самоделок, то в сети можно найти и оригинальные решения из редукторного электродвигателя и составного рычага.
В домашних условиях привод для распашных ворот можно сделать из автомобильных стеклоподъёмников
Автоматика для сдвижного полотна
Для механизации откатных ворот можно использовать комплект заводской автоматики, в который входит привод, зубчатая рейка и блок управления с датчиками. Если же есть желание сэкономить, то не менее надёжную систему можно собрать из подходящего электромотора с редуктором, пары звёздочек и длинной цепи от автомобильной или сельскохозяйственной техники.
Схема самодельного привода для откатных ворот
Изготовление автоматических распашных ворот
Для распашных ворот промышленность выпускает множество приводов рычажного и линейного типа, рассчитанных на различное напряжение питания и усилие открывания. Эти механизмы отличаются высокой прочностью, надёжностью и способны обеспечить работоспособность конструкции в любых погодных условиях. Их можно было бы назвать идеальным выбором, вот только есть одно но - за пару простых исполнительных механизмов и блок управления придётся отдать более 300 евро. Именно поэтому автоматические распашные ворота лучше всего сделать своими руками.
Конструкция распашных ворот
Подготовительные мероприятия
Чтобы ворота были удобными и практичными, необходимо учитывать несколько факторов:
- место установки;
- способ открывания - внутрь или наружу;
- габариты створок;
- вид и способ монтажа опорных стоек;
- тип, а также способ и точки крепления приводов;
- метод прокладки кабелей к исполнительным механизмам;
- тип питания (только от электросети или с резервным аккумулятором);
- конструктивные особенности фиксатора;
Кроме того, потребуется учитывать особенности материалов, из которого будут изготавливаться ворота. Только ответив на этот вопрос, можно приступать к проектированию конструкции и выбору привода.
Размер створок
При определении размера ворот ориентируются на ширину автомобилей, которые будут заезжать на участок. Для проезда легкового транспорта будет достаточно проёма 2.5 м, тогда как грузовики и трактора потребуют проезжей части шириной от 3.5 м. Необходимо учитывать и то, смогут ли машины заезжать под прямым углом к проёму. В случае когда узкая дорога возле участка не позволяет сделать необходимый манёвр, проезд расширяют в 1.2 – 1.5 раза. Кроме того, обратите внимание, будут ли открытые створки выступать на проезжую часть. В случае, когда конструкция ворот не исключает такую возможность, к размеру проёма необходимо прибавить ещё и удвоенную толщину одного полотна.
Если конфигурация участка позволяет сделать широкие ворота, не стоит пренебрегать этой возможностью. Кто знает, может через пару лет на участок надо будет загнать строительный кран или самосвал? Как показывает практика, проёма шириной 4–4.5 м будет достаточно для проезда любой автомобильной техники.
Выбор материала
Для изготовления каркаса ворот лучше всего подходят стальные профильные трубы - они имеют высокую прочность, и, что очень важно, делают конструкцию максимально жёсткой. Для заполнения воротного полотна подходят:
- металлические листы;
- поликарбонат;
- профнастил;
- доски или штакетник;
- ковка.
Изящно и оригинально выглядят ворота с комбинацией различных материалов. Например, кованых элементов с основанием из поликарбоната или дерева.
Распашные ворота можно сделать ажурными, с заполнением из металлических прутков или кованых элементов
Как правило, на выбор материала для ворот самое большое влияние оказывает толщина кошелька их владельца. Тем не менее, если делать створки своими руками, то можно сэкономить на оплате труда специалисту и за счёт этого выбрать более дорогую ковку или штамповку.
Для изготовления опорных стоек можно выбрать:
- стальные трубы или швеллеры;
- брус из твёрдых пород дерева;
- железобетон;
- каменную или кирпичную кладку.
Выбор материала, из которых будут изготовлены столбы, должен учитывать вес полотен. В противном случае под весом створок стойки будут сходиться и закрывание ворот будет требовать значительных усилий - о нормальной работе автоматических устройств в таких условиях не может быть и речи.
Изготовление распашных ворот не отличается высокой сложностью, а их конструкция предполагает использование оригинальных эскизов. Точно следовать какому-то чертежу нет необходимости - всё зависит от фантазии и финансовой состоятельности хозяина участка. Тем не менее представляем вашему вниманию чертежи и схемы автоматических распашных ворот. Надеемся, они помогут вам создать собственный проект без трудноустранимых ошибок и досадных оплошностей.
Фотогалерея: схемы и чертежи автоматических ворот
Распашные ворота с калиткой, врезанной в одну из створок Распашные ворота с двойным заполнением профнастилом Распашные ворота с калиткой и усиленным каркасом Распашные ворота без калитки Схема автоматизации распахивающихся створок Схема электрических подключений привода распашных ворот Схема автоматизации распашных ворот
Что понадобится в процессе работы
Для сооружения распашных ворот понадобится немало разнообразных материалов:
- для монтажа опорных стоек - металлические трубы, камень или кирпич. Если столбы будут изготовлены в виде кладки, то следует подготовить металл для закладных;
- для изготовления каркаса - профильные трубы сечением от 60х60 мм до 40х20 мм;
- для заполнения каркаса - стальные листы, профнастил, дерево, поликарбонат или кованые элементы;
- петли;
- детали механизма запирания.
Лучше всего для оснащения автоматических распашных ворот подходят петли с привалочной плоскостью и опорным подшипником
Закладные детали представляют собой металлические элементы, которые устанавливают в кладочные швы для последующего крепления створок и других деталей конструкции. Изготавливаются из толстой листовой стали, металлических уголков, швеллеров и т. д.
Для устойчивости конструкции металлические стойки надо будет забетонировать, а под столбы из камня и кирпича соорудить фундамент. Для этого надо будет завезти на участок песок, щебень и цемент.
Сделать привод распашных ворот можно из новых или бывших в употреблении деталей и узлов от автотранспорта и бытовой техники. Так, в качестве деталей механизма автоматического открывания подойдут:
Систему дистанционного управления очень просто сделать из простенькой автомобильной сигнализации, подключив электромоторы приводов через обычное 12-вольтовое реле. Кроме этих деталей понадобятся концевые выключатели, сигнальная лампа и монтажные провода.
Для изготовления ворот не требуется специального инструмента или каких-то профессиональных приспособлений. Что же касается автоматического привода, то всё зависит от его конструкции - возможно, некоторые детали придётся выточить на станке или заказать у знакомого токаря. В остальном же следует подготовить или приобрести:
- сварочный аппарат (лучше всего небольшой инвертор, который удобно перемещать по участку);
- угловую шлифмашину (по-народному «болгарку»);
- заклёпочник;
- электродрель с набором свёрл по металлу;
- набор гаечных ключей;
- рулетка;
- строительный уровень;
- чертилка из инструментальной стали.
Кроме того, для земляных и бетонных работ будут нужны лопаты, ёмкости для сыпучих материалов и раствора, материалы для опалубки и трамбовка. Не забудьте и о том, что металлические поверхности надо будет защитить от атмосферных воздействий, поэтому заранее купите преобразователь ржавчины, грунтовку по металлу и алкидную краску для наружных работ.
Этапы строительства
Пошаговая инструкция по изготовлению автоматических распашных ворот позволит систематизировать процесс и избежать ошибок в работе.
Установка опорных стоек
Установка опорных стоек с армированием и без него
Металлические или деревянные столбы должны входить в землю на глубину не менее 1 м, иначе под весом створок они будут смещаться от вертикального положения. Для того чтобы установить опоры, необходимо:
При значительной массе каждого полотна, а также в случае изготовления столбов из камня или кирпича, потребуется нижняя перевязка металлических стоек и обустройство фундамента.
Усиление опорных столбов и фундамента для установки автоматических распашных ворот
Работу ведут по такому алгоритму:
После заливки бетон должен отстояться не менее 10 дней, которые можно потратить на изготовление створок. Весь этот срок основание опор периодически поливают водой - это повысит его прочность и позволит избежать растрескивания.
Сварка створок
Чтобы каркас во время сварочных работ не скрутило «пропеллером», рекомендуется на чистом и ровном месте обустроить простейший стапель. Для этого используют деревянные бруски и рейки, из которых собирают плоскую горизонтальную конструкцию.
Стапель для сварки створок
Основной причиной, которая приводит к нарушению геометрии створок во время эксплуатации, является ветровая нагрузка. Поэтому рама ворот должна быть максимально жёсткой - особенно это касается полотен с заполнением из таких материалов, как поликарбонат и профнастил. Лучшим материалом для изготовления каркаса считается профилированная стальная труба. Процедуру монтажа несущей рамы проводят в несколько шагов:
После этого к столбам приваривают ответные части петель и створки навешивают на место. Приступать к малярным работам пока ещё рано - это делают после того, как будут смонтированы кронштейны для крепления приводного механизма.
При установке створок на место можно воспользоваться любыми подходящими подпорками
Как соорудить привод
После установки ворот приступают к установке автоматического привода. Чтобы определить, какой из механизмов - линейный или рычажный, подойдёт, измеряют расстояние между плоскостью полотна и внешним краем столба (отмечено буквой М на нижнем рисунке).
Схема установки линейного привода на распашные ворота
Если указанный размер превышает 150 мм, то применяют рычажный механизм. В противном случае можно устанавливать привод линейного типа. Он относится к более современным и эстетичным. Если же линейную автоматику необходимо установить на массивных столбах из камня или кирпича, то в кладке делают ниши с закладными для крепления привода.
Крепление актуатора в нишу - один из способов совместить линейный привод с массивными столбами
Линейный механизм открывания ворот со створками весом до 100 кг можно изготовить из двух актуаторов для спутниковых антенн. Всё, что для этого понадобится - прикрепить к полотнам и столбам ворот кронштейны для их крепления. Выбирая актуаторы, предпочтение отдают устройствам с ходом штока не менее 350 мм.
Для более тяжёлых ворот линейный привод можно изготовить самостоятельно. Вот что для этого понадобится:
В процессе работы будут нужны всё те же болгарка, сварочный инвертор и электродрель, а также другой слесарный инструмент, который есть у каждого хозяина.
Изготовление привода ведут по следующей схеме:
- С домкрата снимают защитную крышку, демонтируют ручку и шестерни. При помощи стопорных колец и шайб сооружают фиксатор, предотвращающий продольный люфт винта.
Бывший в употреблении домкрат необходимо полностью разобрать и почистить
- Воспользовавшись болгаркой, демонтируют опорную платформу подъёмного устройства.
- Механизм стеклоочистителей разбирают - в дальнейшем понадобится только электромотор с редуктором.
Электродвигатель стеклоочистителя в сборе с редуктором
- Из отрезка профильной трубы 20х20 см длиной 6–8 см изготавливают присоединительную муфту, которую крепят к винту домкрата.
Монтаж присоединительной муфты выполняют при помощи сварки
- В квадратном прутке 18х18 мм выполняют сверление, в котором нарезают резьбу под вал редуктора.
- Монтируют ответную часть присоединительной муфты на моторчик стеклоочистителей.
Монтаж присоединительной пластины
- По углам пластины выполняют ряд сверлений, соответствующих присоединительным размерам корпуса редуктора.
- Электродвигатель и винтовую часть собирают при помощи длинных шпилек и гаек.
Самодельный привод для ворот в сборе
Ещё один вариант изготовления привода из «жигулёвского» домкрата представлен на рисунке ниже. Механизм выглядит более громоздко, но зато не потребуется демонтировать планетарную передачу и продумывать фиксацию рабочего винта.
Ещё один вариант привода из моторчика дворников и домкрата от ВАЗовской «классики»
В случае когда для автоматизации ворот подходит только рычажный механизм, можно воспользоваться приводом стеклоподъёмников автомобиля ГАЗ или доработать парой рычагов любой подходящий редуктор.
Привод из стеклоподъёмника для автомобиля ГАЗ
Для подключения привода к сети напряжением 220 В используют понижающий трансформатор с выпрямителем на 12 В. Для отключения электродвигателя в крайних положениях используют концевые выключатели. При этом необходимо продумать, каким образом будет осуществляться реверс двигателя. Возможно, в этом вам смогут помочь несколько электрических схем, которые используются на реальных конструкциях.
Фотогалерея: схемы электрических подключений деталей привода автоматических ворот
Электрическая принципиальная схема с реле для привода распашных ворот Схема подсоединения элементов привода распашных ворот Схема для реализации реверса
Монтаж и настройка привода
Для установки привода к столбам и створкам необходимо приварить обычные П-образные кронштейны, которые будут обеспечивать подвижное соединение.
Узел сопряжения привода и створки ворот
В качестве оси вращения лучше всего использовать калёные болты диаметром 8–10 мм. Оцинкованные китайские метизы из ближайшего строймага лучше не использовать - слишком мягкая сталь будет быстро изнашиваться, а это не способствует надёжности и безопасности.
А теперь - несколько полезных советов по установке и настройке привода от специалистов, которые занимаются монтажом автоматических ворот:
- устройство устанавливается электромотором и рычагом вниз, лучше всего по верхнему краю полотна;
- в первую очередь выполняют крепление механизма к столбам, а затем - к створкам ворот;
- после монтажа привода ворота необходимо открыть вручную и настроить работу концевых выключателей;
- электропитание следует подключать при заблокированном приводе;
- для того чтобы избежать поломки электродвигателя при блокировании створок, в электрическую схему вводят устройство, отключающее сеть при резком возрастании силы тока;
- на видном месте устанавливают сигнальную лампу, которая будет включаться при подаче напряжения на электромоторы.
После монтажа проверяют плавность открывания и чёткость срабатывания «концевиков». Электромотор и редуктор защищают от осадков при помощи кожухов, которые можно сделать из подручных средств.
Видео: распашные ворота с самодельным электрическим приводом
Для человека, умеющего обращаться со сварочным аппаратом и «болгаркой», изготовление въездных или гаражных ворот - дело обыденное. Совсем другое дело - автоматизация процесса их открывания. Многие пасуют перед более сложной конструкцией из-за отсутствия привода, других пугает электрическая часть. Тем не менее сделать надёжную, работоспособную систему открывания несложно. Главное, чтобы её механизм соответствовал типу створок и их весу.